На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Как распознать вредные продукты питания?

Однако вопреки этому в мире развивается настоящая пандемия ожирения. Об этом россиянам вновь напомнил автор проекта "20 идей для развития России" Дмитрий Давыдов и предложил свой вариант решения проблемы.

По результатам крупнейшего Российского исследования NATION, которое провели врачи и ученые из Научного медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава РФ, избыточный и ожирение в нашей стране имеет 30 процентов населения - это около 40 миллионов человек! Самое печальное, что быстро набирают вес дети: в 2020 году врачи выявили, что, к примеру, в Оренбургской области на 100 тысяч детей приходилось больше 3 120 с ожирением, в Костромской области - больше 2 380, в Рязанской - больше 2 315. Но лишний вес - это не эстетическая проблема, а вопрос жизни и смерти.

Фото: iStock

- Ожирение приводит к снижению качества и продолжительности жизни, развитию основных хронических заболеваний - рака, сахарного диабета 2 типа, сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений репродуктивной функции, - пояснила "РГ" директор "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России, член-корреспондент РАН Наталья Мокрышева. - Кроме того, ожирение приводит к огромным потерям в экономике из-за ранней инвалидизации, снижения производительности труда, преждевременной смертности.

Дмитрий Давыдов предложил меры, которые, на его взгляд, могли бы изменить ситуацию к лучшему.

Среди рекомендаций комиссии ВОЗ по ликвидации детского ожирения он выделил две - внедрение маркировки на упаковках продуктов питания и меры по снижению воздействия на детей и подростков активного маркетинга нездоровых продуктов.

Самая развитая страна Южной Америки Чили стала первой в мире воплощать эти предложения, приводит пример Дмитрий Давыдов на своем портале 20idei.ru. С июня 2016 года производители пищевой продукции в Чили обязаны на лицевой стороне упаковки размещать предупреждающие этикетки. Если содержание вредных веществ и килокалорий превышает установленную законом норму, то упаковка должна сообщать об этом. Большие заметные этикетки черного цвета, разработанные по утвержденному стандарту, от имени министерства здравоохранения оповещают потребителя о высоком содержании насыщенных жиров, сахара, натрия (соль, сода и др.) и калорий. То есть на товаре может одновременно находиться до четырех этикеток. Черный цвет воздействует на потребителя еще и психологически, ассоциируясь с негативными образами.

Фото: iStock

Эту маркировку власти Чили связали и с ограничениями в рекламе, рассчитанной на детей и подростков. Так, по закону, продукты, содержащие хотя бы одну черную этикетку, не могут рекламироваться детям до 14 лет, продаваться в детских садах и школах или быть включены в программу школьного питания.

И эти меры возымели действие: продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН отмечает, что после введения закона о маркировке вредных продуктов питания пищевая промышленность в Чили позитивно изменила свой подход в сторону улучшения качества, в большей степени за счет снижения содержания сахара и натрия. Изменив стратегию по продвижению своих товаров, производители стали пополнять ассортимент более здоровыми продуктами питания. При этом никакого негативного влияния на физический объем производства, рабочие места и уровень заработной платы не возникло.

Вслед за Чили этот успешный опыт применили многие страны. Подобная маркировка неполезных для здоровья продуктов питания обязательна в Бразилии, Мексике, Перу, Уругвае, Аргентине, Израиле. С декабря 2019 года требование размещать на лицевой стороне упаковки заметную и легко читаемую информацию о присутствии большого количества натрия, сахара и насыщенных жиров было введено в Канаде. А в Израиле, чтобы стимулировать производителей продуктов, министерство здравоохранения в 2020 году внедрило систему красных и зеленых этикеток. Красные предупреждают о высоком содержании вредных веществ, а зеленые, наоборот, являются подтверждением признания продукта полезным.

Фото: iStock

Маркетинговые ограничения на продукты, подлежащие маркировке, в разных странах различны. Среди наиболее распространенных:

• запрет на использование анимации, мультфильмов, маскотов, персонажей и прочих интерактивных элементов, направленных на детскую аудиторию;

• запрет на проведение конкурсов, розыгрышей призов и обещание вообще любого вознаграждения;

• запрет на использование в рекламе неполезных продуктов образов знаменитостей, а также спортсменов;

• запрет на указание каких-либо положительных или питательных качеств, имеющихся в таком продукте (например, "источник витаминов", "улучшает пищеварение" и т.п.).

Опираясь на успешный опыт Чили, Дмитрий Давыдов предложил внедрить в России обязательную черную предупреждающую метку на лицевой стороне упаковки продуктов питания, содержащих повышенное количество сахара, насыщенных жиров, натрия и трансжиров, а также ограничить рекламу таких продуктов. Он направил письмо на имя председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко. И получил официальный ответ от заместителя директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Виктора Скворцова. В ответе говорится:

"Обязательные требования к маркировке пищевой продукции установлены в техническом регламенте Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и в технических регламентах Таможенного союза (ЕАЭС) на отдельные виды пищевой продукции. Приложение 5 ТР ТС 022/2011 содержит условия при использовании в маркировке пищевой продукции информации об отличительных признаках, например, таких как "низкое содержание", "отсутствует", "высокое содержание", в том числе в отношении насыщенных жирных кислот, сахара, натрия и калорийности".

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

"Дополнительно отмечаем, - пишет Виктор Скворцов, - что Роспотребнадзором разработаны "МР 2.3.0122-18. 2.3. Гигиена питания. Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28 февраля 2018 г.), которые содержат унифицированные подходы по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции промышленного производства в зависимости от содержания в ней добавленного сахара, соли, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот с учетом анализа среднесуточного потребления пищевой продукции в Российской Федерации и усредненных значений вышеуказанных критически значимых пищевых веществ. Данная цветовая индикация является добровольной и предназначена для обеспечения возможности предоставления потребителю более детальной и наглядной информации о содержании в ней отдельных веществ".

К сожалению, отмечает Дмитрий Давыдов, в ответе ведомства не говорится, что такую маркировку планируется сделать обязательной для производителей. Не говорится и о том, какие именно уровни содержания упомянутых веществ можно признать превышающими безопасный уровень, а это ключевой момент проблемы.

О необходимости информирования населения о качественном составе продуктов питания российские ученые и врачи говорят уже давно. Так, еще в 2014 году Национальный исследовательский центр "Здоровое питание" провел во всех федеральных округах опрос о том, читают ли россияне этикетки на упаковках продуктов, и какую информацию черпают оттуда. Результаты показали, что более 70 процентов российских покупателей этикетки читают, но существующая маркировка продуктов не соответствует их потребностям и интересам.

Фото: iStock

- Наибольшее внимание привлекает срок годности - за ним следит почти 90 опрошенных, - рассказал "РГ" основатель центра "Здоровое питание", профессор МГУ Олег Медведев. - Второе место делят дата изготовления и состав продукта (63 процента). Более трети потребителей обращают внимание на массу, объем и вес. Чуть менее трети на страну-изготовителя, торговую марку и соответствие ГОСТу. Энергетической и пищевой ценности продукта уделяют внимание немногим более 10 опрошенных. И лишь 6 процентов интересуются содержанием микро- и макроэлементов. Но зато 27 процентов респондентов жаловались на мелкий, нечитаемый шрифт. А треть вообще не доверяют написанному на этикетке, считая данные недостоверными. Но важно не только контролировать срок годности продуктов, дату изготовления и вес упаковки. Первый и очевидный шаг - увеличение шрифта маркировки. Нужно, чтобы наше население имело возможность следить за составом продуктов, чтобы люди начали внимательнее относиться к питательной ценности, избегали повышенного содержания сахара, соли, насыщенных жиров и обходили стороной трансжиры. Сейчас сделать это сложно - этих данных просто нет на обычных этикетках.

- Конечно, маркировка продуктов питания должна быть более внятной и удобной для чтения, - согласился тогда с выводами специалистов и президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов. - Сделать это можно - выполняют же наши экспортеры требования к маркировке продуктов, принятые в Европе, а там она более читаемая и удобная для потребителя.

Фото: iStock

В 2018 году ученые из нескольких ведущих медицинских центров разработали нормы содержания различных веществ в продуктах питания и критерии их превышения или нехватки. И предложили помечать повышенное содержание сахара, соли, жиров, жирных кислот и их изомеров красным цветом, допустимое - зеленым, а среднее между ними - желтым. На основе этих разработок и были утверждены Методические рекомендации "Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей". Однако им был придан статус рекомендательных: можно пользоваться, но не обязательно. Причина понятна - в случае обязательного введения новой маркировки производителям пришлось бы раскошелиться на исследования состава каждого продукта плюс на печать новых этикеток. А кроме того, упал бы сбыт продуктов с превышением нормативного содержания опасных веществ. И полезная инициатива осталась невостребованной. Но проблема роста статистики ожирения, а с ней - и роста заболеваемости многими хроническими недугами и преждевременной смертности от них - с каждым годом только нарастает.

Именно поэтому Дмитрий Давыдов предлагает на законодательном уровне сделать обязательной маркировку всех продуктов питания, содержащих повышенное количество сахара, насыщенных жиров, натрия и калорий.

Предупреждающие этикетки черного цвета, по его мнению, должны быть крупного размера и размещаться на лицевой стороне упаковки на видном месте. Черный цвет, в отличие от "светофора", не сливается с яркими цветами упаковки и в то же самое время подсознательно вызывает отторжение, поскольку ассоциируется с трауром. Такая метка более проста в восприятии для покупателя, чем трехуровневая желто-красно-зеленая маркировка, поскольку не нужно думать о том, насколько опасен или полезен продукт: если видишь такой черный знак, то необходимо быть предельно осторожным.

Фото: 20idei.ru

Кроме того, автор предлагает существенно ограничить рекламу продуктов, которые подлежат маркировке, запретить их продажу и использование в учебных заведениях, исключить из программы школьного питания. Реализация этих предложений приведет к тому, что потребители будут осведомлены об опасности для здоровья, которую может нести приобретаемый и употребляемый ими продукт. Производители пищевых продуктов будут мотивированы изготавливать более здоровую пищу. Уровень потребления неполезных продуктов существенно снизится. Главным результатом принятых мер станет улучшение здоровья населения и сокращение смертности в стране.

Дмитрий Давыдов уверен, что в стране, где здоровье населения объявлено одним из национальных приоритетов, меры по обязательному информированию потребителей о составе продуктов питания особенно важны, и надеется, что его предложение найдет законодательную поддержку государства.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх