На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 027 подписчиков

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Максим Маркин
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Основатель театра "У Моста": Я никогда не осовремениваю классику

Только что театр провел третий Международный фестиваль Мартина МакДонаха, выдающегося ирландского драматурга, кинорежиссера, лауреата премий "Оскар". Театры из 10 стран представили 25 постановок, играли их целую неделю, порой по четыре-пять в день. И завершающим аккордом стало празднование 30-летия театра "У Моста".

Основателя, худрука театра Сергея Федотова считают российским первооткрывателем Мартина МакДонаха. В 2004 году он первый в России поставил пьесу "Сиротливый Запад", спектакль был номинирован на "Золотую маску", получил множество премий, объехал пол-Европы. "У Моста" - единственный в мире театр, который поставил все восемь пьес драматурга.

Сергей Павлович, как, с чего началась любовь к драматургии МакДонаха? Чем вас привлекли его пьесы?

Сергей Федотов: Это чудо случилось 13 лет назад. Я увидел в пражском театре Сinoherni Klub спектакль "Сиротливый Запад", который меня потряс, ошеломил, ранил. Режиссер Ондрей Сокол открыл для Европы неизвестного ранее МакДонаха. В России тогда вообще про него не слышали.

С первых же минут я понял, что вижу что-то необычайное. Чешский язык я знаю - в Чехии поставил 15 спектаклей, поэтому все понимал. Персонажи, взаимоотношения, диалоги - все новое, необычное, парадоксальное. Почувствовал сильнейший поток энергии - ирландской, загадочной, магической. Люди в Ирландии особенные, невероятно харизматичные. Внешне они грубые, неприветливые, жесткие, а вместе с тем на удивление добрые. Как в нашей песенке: "Там живут несчастные люди-дикари, на лицо ужасные, добрые внутри". В Ирландии нам рассказали: "Ирландец для гостя сделает все - спасет, обогреет, накормит. Душа его открыта. Но если тот, не дай бог, его обманет - он перережет ему глотку".

Уже во время спектакля я понял, что обязательно должен поставить эту пьесу. До этого я ставил только классику, практически всего Гоголя, несколько пьес Шекспира, Булгакова, Достоевского.

По моей просьбе чешский сценограф и мой друг Адам Питра "выкрал" для меня в театре чешский экземпляр пьесы. Пока я ехал в поезде домой, перевел пьесу на русский. Мы поставили "Запад" ровно за десять дней. И с удивлением узнали, что в России уже переведена и опубликована первая пьеса МакДонаха "Королева красоты". Но никто из режиссеров ее не заметил, не поставил. И этот спектакль мы тоже сделали за десять дней. И никак не могли напиться этой новой "живительной влаги"! И когда я ставил вторую, уже знал, что должен взять и третью - "Череп из Коннемары".

И вот тут уж Россия взорвалась - все захотели ставить МакДонаха. Захотеть-то захотели, а сделать смогли немногие. Ведь это невероятная загадка.

Ваш театр единственный в мире, поставивший все пьесы МакДонаха. А в других городах вы его ставили?

Сергей Федотов: Да, мы поставили все восемь его пьес и считаемся главными специалистами по МакДонаху. Меня постоянно приглашают на постановки в другие города.

Валерий Золотухин будучи в Перми, случайно попал в наш театр и был просто ошеломлен. Театр "У Моста" он назвал "Пермской Таганкой" и пригласил меня на постановку. Вскоре я выпустил "На Таганке" "Калеку с Инишмана". Спектакль с успехом идет уже седьмой сезон.

Потом я поставил две пьесы МакДонаха в новосибирском театре "Старый дом", в Челябинском Камерном театре несколько лет идет моя "Королева красоты".

В наших ближайших планах - новая, девятая пьеса ирландца - "Очень-очень-очень темная материя". 12 октября состоится мировая премьера в Лондоне, и сразу после этого МакДонах передаст пьесу нам. Сейчас выпускает спектакль Bridge Theatre (Театр Мост - тоже мистика!) режиссер Мэтью Данстер.

А в Ирландии вы побывали? Чтобы проникнуться духом…

Сергей Федотов: После первой же постановки МакДонаха я начал мечтать о поездке в Ирландию. И вот через 13 лет наша группа - почему-то из 13 человек! - вылетела в Дублин 13 февраля! А из Дублина ехали в город Голуэй (где происходят события пьес МакДонаха) на автобусе номер13!

Все говорят: 13 - "чертова дюжина", несчастливое число. А мне с детства всегда везет на 13. Для меня это знак удачи. Когда наш спектакль "Калека с Инишмана" был номинирован на "Золотую маску", нам выпало играть 13 апреля. И как только мы сели в поезд и я увидел, что у нас 13 вагон, я всем артистам объявил, что "Маску" мы получим. И мы ее получили!

Когда мы прилетели в Ирландию, первым делом поехали на остров Инишман, чтобы устроить там репетицию. Потом гуляли прямо в костюмах по острову и в заброшенных домах нашли много старинных вещей. Они участвуют у нас в спектаклях. А когда мы сыграли "Калеку" в Дублине, ирландцы сказали нам, что мы МакДонаха играем даже лучше ирландцев!

А как вы встретились с Мартином?

Сергей Федотов: Это тоже мистика. Когда мы в 2014 году перед первым фестивалем готовили к выпуску первую в мире книгу "Театр и фильмы Мартина МакДонаха", ирландского профессора Патрика Лонергана, я должен был поехать к Патрику в Ирландию - решить вопросы по изданию. И вот я иду по городу Голуэй и из паба выходит… МакДонах. Я говорю: "Привет, Мартин!". Он: "Привет. А ты кто?" - "Я Сергей Федотов".- "Да, знаю. Пермь, фестиваль! Я приеду". Правда, так и не приехал.

Это же совершенно невероятно! МакДонах живет в Лондоне, сейчас снимает фильмы и постоянно бывает в Голливуде, в Ирландии появляется крайне редко, может, раз в год. Но вот именно в этот день! И в эту минуту! Я шел мимо именно того ирландского паба, а он вышел из него на улицу подышать. Один шанс на миллиард, что мы встретимся. Мистика, чудеса преследуют меня везде, я все время наблюдаю знаки и научился их понимать. Уверен, мне помогают высшие силы.

Составить афишу фестиваля только из пьес одного драматурга, наверное, нелегко?

Сергей Федотов: Когда мы готовили первый фестиваль, нам говорили, что мы не сможем собрать столько постановок МакДонаха, чтобы составить программу на семь дней, но мы собрали. И даже играли по два-три спектакля в день. А через два года уже было более 120 заявок со всего мира. В этом году - более 160-ти, и уже сейчас есть на следующий фестиваль 2020 года!

На нынешнем фестивале мы показали семь постановок "Сиротливого Запада" на иранском, сербском, венгерском, молдавском, грузинском и русском языках… Залы были битком! Многие посмотрели разные версии.

Есть ли еще любимые авторы у вас?

Сергей Федотов: Конечно! Гоголь в первую очередь. Мы поставили почти все произведения Гоголя. Я нашел свою особую театральную стилистику при постановке его произведений - магия, мистика, чертовщина. Фантастический реализм, психологический гротеск. Также очень люблю Булгакова. Четыре раза ставил "Мастера и Маргариту" - дважды в Польше, потом в Чехии, а затем в своем театре "У Моста", и играем его уже 15 лет.

Каждый месяц у нас более 60-ти представлений и уже 30 лет каждый день аншлаги. Причем стоимость билетов до 3500 рублей. Есть спектакли, которые идут больше 20-ти лет. "Панночка" - 28 лет, "Зверь" - 29, "Женитьба" - 27.

Я никогда не осовремениваю классику, абсолютно не приемлю в театре так называемый постмодернизм. Видимо, поэтому мой "Ревизор" десятый год в репертуаре Театра Ленсовета в Петербурге. "Игроки" в Челябинском Камерном театре идут уже 15 лет. "Зойкина квартира в Русском театре Таллина играется больше 10 лет.

Другим режиссерам вы даете работу в своем театре?

Сергей Федотов: Безусловно. Считаю, что артистов нельзя "кормить" только своим методом, как бы он ни был хорош. В каждом сезоне 2-3 спектакля выпускают приглашенные режиссеры. В прошлом сезоне, например, ставили белорус Андрэй Савасцей, грузин Вахтанг Николава и москвич Владимир Берзин. Я не боюсь конкуренции. У нас даже ставил выдающийся польский режиссер Кшиштоф Занусси.

Как бы вы сами охарактеризовали стиль Федотова?

Сергей Федотов: Энергия, мистика, гротеск и парадокс. В моих спектаклях очень мощная энергетика. Они воспринимаются почти как сеанс гипноза.

В фестивале активно участвовали ваши студенты. Готовите себе кадры для труппы?

Сергей Федотов: Да. Это третий актерский курс Пермского института искусств. Мастерская базируется в нашем театре. Это мой первый набор за 30 лет, все не было времени на преподавание. Можете представить - 170 фестивалей, более 200 гастрольных поездок, пять турне по европейским столицам. За основу обучения я взял систему Анатолия Эфроса в ГИТИСе, считавшего, что каждый год студенты должны заканчивать выпуском спектакля. А я решил, что мы будем выпускать по спектаклю каждый семестр, и вот уже мы имеем шесть курсовых спектаклей. Студенты играют их на нашей сцене по три-четыре раза в месяц. Причем играют бесплатные спектакли, таким образом мы привлекаем новых зрителей. А еще бывают совместные спектакли, где студенты играют вместе с мастерами сцены. Такие спектакли имеют особо мощную энергетику и еще сильнее укрепляют уклад Театра-Дома, Театра-Семьи.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх