На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

"Подготовишки" рассказали ученым о жизни в детсадах

...Две подружки переодеваются в садовской раздевалке. Болтают без умолку, словно боятся не наговориться. Знают: через несколько минут завтрак, а значит - рот на замок.

- "Когда я ем, я глух и нем" - у детсадовцев эта поговорка отлетает от зубов, - рассказывает автор исследования, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Савинская. - Но, оказывается, детям очень сложно есть в тишине. Можно было бы превратить "застолье" в подобие обучающих занятий - с вопросами и ответами. Когда воспитатель не "смотритель", стоящий рядом, а соучастник. Точно была бы польза.

Вопрос: а не подавятся? Нет, речь как раз не о болтовне: на один вопрос воспитателя каждый ребенок вполне ответит. А потом можно включить детскую песню или нескучный фрагмент из музыкальной классики. И суп елся бы веселее, и котлета стала бы вкусней.

- Конечно, прежде всего детсад для ребятишек - место, куда идут "поиграть", - рассказывает Ольга Савинская. - Самое ужасное - когда нет друзей (заболели, уехали) и интересных игрушек.

Но сплошь и рядом так: игрушки есть, а играть в них не интересно. Или даже нельзя. Например, у дочки в младшей группе была суровая воспитательница, которая не разрешала на прогулке кататься на машинках: "Сломаете все, а мне потом отвечать!". У ребят, с которыми беседовала Ольга Савинская, тоже хоть отбавляй таких историй. Самая яркая - про горку, с которой нельзя кататься. Можно понять опасения воспитателей: мол, горка высокая, мало ли что. Но если она на территории сада, значит, должна соответствовать требованиям безопасности. Опять же обязанность воспитателя присматривать за детьми на прогулке никто не отменял.

Суровая воспитательница не разрешала на прогулке кататься на машинках: "Сломаете, а мне потом отвечать!"

- Прогулки дети любят больше всего - об этом рассказывали абсолютно все, - раскрывает "секреты" малышни Ольга Борисовна. - А вот сон в саду - большое испытание.

Когда первый стресс преодолен, кроватка становится для ребенка маленьким "домом". Там должно быть уютно и спокойно. И если совсем маленьким воспитатели еще разрешают брать с собой в кровать игрушку, то "подготовишкам" такая роскошь часто уже недоступна: "Ты же уже большой!". А зря. Уснуть порой трудно даже 6-7-леткам.

Не так давно в России впервые провели масштабное и подробное исследование по оценке качества образовательной среды в детских садах - ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale): среди 43 критериев есть и обустройство личного пространства для ребенка, места для уединения. Здесь у нас полный провал: всего 3 балла из семи.

- Да, у нас традиционно в садиках никак не обозначены места для уединения. А детям это иногда необходимо. Пусть хотя бы кроватка станет таким уютным местом: любимая пижама под подушкой, любимый мишка под одеялом, - предлагает Ольга Савинская. - Одна девочка из нашего исследования тайком прятала в кровати кусочек пластилина, он помогал ей заснуть. Согласна, пластилин не лучшее средство. Поэтому нужно официально разрешить что-то "сонное", небольшое, но у каждого свое.

Опрос детсадовцев показал и такую вещь: одинаковые задания, которые им дают на так называемых развивающих занятиях, наводят... скуку. Типичная ситуация, когда воспитатели приготовили шаблон, и все дети делают одну аппликацию, скажем, вырезают и наклеивают грибочки. Энтузиазма - ноль. Кто-то спрашивает: "А можно я бабочку сделаю?". В ответ категоричное: "Нет! Делай, что и все".

Больше всего в детском саду ребята любят прогулки, а вот сон для многих малышей - нелегкое испытание

- Принято считать, что малыши всегда хотят то, что у соседа. А если будут разные задания, то они обязательно подерутся. Это точка зрения давно устарела, - уверена Ольга Савинская. - Одинаковость придает занятиям скуку. Мы и так помещаем их в "коробочку правил" под названием "детский сад", да еще и задания предлагаем "под одну гребенку". Пора от этого избавляться.

Как ни странно, но подобное исследование "жизни в детсаду" проведено в России впервые. И очень хочется, чтобы его результаты не остались только на бумаге.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх