На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 022 подписчика

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Слава Самодуров: С такой труппой можно идти в разведку

Семь лет назад вы сделали многих удививший выбор, после блестящей карьеры солиста крупнейших театров мира уехав на Урал и возглавив екатеринбургский балет. За эти годы вы не усомнились в правильности выбора?

Слава Самодуров: Для меня все сложилось крайне удачно: это было на редкость плодотворное время, такое случается редко. Не все задуманное удалось сделать - это не удается никогда, но значительный процент того, чего хотелось добиться, в этом театре воплощен в жизнь. Мне кажется, это большой подарок судьбы.

Балетная труппа театра не просто изменилась - она стала принципиально иной и теперь готова к очень сложным вызовам - как, например, "Приказ короля". Она стала интернациональной: танцуют выпускники российских балетных школ, люди из Японии, Италии, Бразилии. Из Петербурга сюда приехал Антон Пимонов. Как все это удалось? В городе нет моря и трудный климат...

Слава Самодуров: Да, но здесь есть театр, который, мне кажется, стал магнитом для творческих людей, местом их интереса: здесь ставятся амбициозные задачи, и в российском театральном "меню" он предлагает что-то свое, вырабатывает собственный вкус и стиль, становится узнаваемым. Понимаете, для театров сегодня сложно создать собственную физиономию и не потеряться в общей массе. Иметь свой голос, свои художественные идеи и уметь их претворять в жизнь. Нам нужен был творческий человек с амбициями, который дал бы труппе что-то новое, и я сразу подумал об Антоне. И сработала репутация театра как места, где можно создавать, экспериментировать, где труппа не боится сложных задач, она мобильна и, как хороший пластилин, лепится согласно замыслу хореографа. И, конечно, Антона привлекла такая возможность быть востребованным. Здесь много работы: нужно следить за труппой, репетировать, не считая собственно постановок. Это целиком твое, и ты "подсаживаешься" на такой театр и такую труппу - хочется ее развивать и взращивать дальше.

Свою коллекционную труппу вы собирали отовсюду. Расскажите подробнее.

Слава Самодуров: Каждый год ездим смотреть балетные школы, и это безостановочный процесс: люди взрослеют, кто-то уходит на пенсию, кто-то пробует судьбу в другом театре, кто-то переходит из одной категории в другую - освобождаются места. Большинство наших артистов - выпускники российских вузов. Томоха Терада - из Вашингтонской школы, Лири Вакабаяси - из Мюнхенской академии танца… Надеюсь, никто не жалеет: у них здесь много возможностей, они развиваются, у них интересная, плодотворная жизнь.

Меняя театр и труппу, вы неизбежно меняете зрителя - он оказался восприимчив к новому?

Слава Самодуров: Народ активно смотрит наши спектакли, залы не пустые - мне кажется, публика принимает то, что мы делаем, с интересом, отзывы всегда позитивные, в зале появилось больше молодежи. Городу явно импонирует такой курс развития театра: на афише всегда можно найти и экспериментальный спектакль, и названия, адресованные традиционалистам.

Но ведь и классика у вас не слишком традиционна: и "Тщетная предосторожность" и "Пахита" радуют новизной и остроумием решений.

Слава Самодуров: Не стоит делить все на классику и эксперимент - направлений развития нашего театра гораздо больше. Наряду со стереотипным решением классики у нас есть опыты переосмысления традиции. "Приказ короля" - это создание на основе классики принципиально нового продукта - и так далее. "Пахита" и "Тщетная предосторожность" - скорее исключение из правила, наше ноу-хау последних сезонов, движение, которое мы будем развивать, оно только началось. Продолжение будет, возможно, уже в следующем сезоне. Через эти спектакли мы почувствовали вкус новизны. Остальной классический репертуар вполне традиционен.

Мне показалось, что в какой-то мере эти принципы вы сформулировали в "Приказе короля", где сталкиваете пантомимический балет в духе фильмов Мельеса с современным танцем, с полетом хореографической фантазии. И все это оказывается единством, существующем в потоке меняющихся времен.

Слава Самодуров: Каждый наш новый спектакль принципиально не похож на прежние. Вот мы выпустили большой экспериментальный проект "Приказ короля", а к концу сезона появится "Дон Кихот", который традиционен по сути: хотим восстановить сценографию Коровина, а хореограф Юрий Бурлака думает восстановить классическую структуру. Но я уверен: это будет сильный, свежий спектакль, где мы не пытаемся открыть новые двери, но, вспоминая старые смыслы, стараемся сделать их современными и яркими. То есть классическая платформа, на которую мы опираемся, обрастает новым опытом и становится крепче. Строя репертуар, стараемся не делать случайных телодвижений, событий "для галочки". В каждом проекте нужно найти какой-то магнит, который сделает его интересным, необходимым для нас, для артистов, для публики.

В этой вашей стратегической программе фестиваль памяти Мариуса Петипа, очевидно, тоже занимает свое место? Почему он вам кажется сегодня актуальным - с его театральными показами, симфоническими концертами, фильмами и лекциями?

Слава Самодуров: В искусстве происходит много интересного, что мы не можем пригласить под крышу нашего театра. И получился мультидисциплинарный фестиваль - здесь очень разные виды и жанры искусства. Этим фестивалем мы отмечаем 200-летие Петипа, и, пересматривая фильмы Мельеса, мы видим, как влияли друг на друга его искусство и визуальные впечатления, которые он впитывал из кино. Эти, казалось бы, далекие друг от друга искусства не существовали изолированно. Нужно напоминать зрителю, что нет непроходимых границ между балетом и оперой, балетом и танцем. Сегодня театр активно трансформируется, наши спектакли изменились и по дизайну, и технологически. И важно понимать, что театр - не просто красивая коробка: в нем начинка важнее фасада. Конечно, мы стоим на фундаменте классики. Моя интеллектуальная профессиональная база - улица зодчего Росси в Петербурге и Мариинский театр. Но в процессе моих путешествий к этой базе было добавлено много важного, что меняет сам способ восприятия искусства.

У театров уровня Большого, Мариинского, Ковент-гарден, Мет есть всем очевидные преимущества. Есть какие-то преимущества у театров масштаба Екатеринбургского?

Слава Самодуров: Безусловно - отсутствие снобизма, открытость. Свобода от ощущения своей "исторической миссии" - очень важный критерий. У этого театра тоже есть свое прошлое, здесь происходило очень много достойных и важных событий, но его историю все-таки нельзя сравнить с историей Мариинки, Гранд-опера или Ковент-гарден, где встают в памяти целые культурологические пласты. Иногда это ощущение своего великого прошлого и исторической миссии становится шлагбаумом.

Почему возникла идея сменить название театра на "Урал Опера Балет"?

Слава Самодуров: Новое название подвело черту под прошлым - это уже театр XXI века. Он стал уже не просто екатеринбургским - стал в полной мере государственным: российским и мультикультурным. В принципе это территория "эмигрантов": почти все, кто здесь работают, приехали из других городов и стран. А если люди готовы покинуть свой город ради работы - стало быть, это место работы чего-то стоит. Вступило в права другое мышление - как менеджерское, так и культурологическое. Набирают права технологии: раньше "театр начинался в вешалки", теперь - с веб-сайта. И мы почувствовали, что название "Екатеринбургский театр оперы и балета" себя изжило - такие длинные имена больше не произносят. Новым названием легче играть, оно легко трансформируется, лучше визуализируется.

Почему в наше время развитых видеотехнологий нет качественных записей ваших спектаклей?

Слава Самодуров: Мы снимаем на видео все премьеры - но это служебные записи. Есть проект с телеканалом Mezzo о съемках двух балетных спектаклей. Но вообще публика пусть приходит в театр: балет живое искусство. Или прилетает в Екатеринбург на спектакли. Для того мы и делаем фестиваль - хотим, чтобы люди сюда приезжали ради искусства, Екатеринбург этого достоин. И уже стали ездить к нам на премьеры. Во время футбольного чемпионата нашу кассу брали штурмом: иностранцы просто не ожидали встретить такие качественные спектакли в городе, название которого выговаривали с трудом.

На гастроли балет выезжает?

Слава Самодуров: Периодически, когда позволяет время. Чаще всего - в Петербург, что приятно: петербургские фестивали хотят видеть спектакли именно нашего театра. Скоро будем там с "Пахитой". Мне даже интересно: что подумает петербургская публика, услышав, что будет "Пахита" из Екатеринбурга?

Но о ней уже столько написано, столько фото разлетелось по стране…

Слава Самодуров: Интернет, конечно, - двигатель прогресса, но лишает людей сюрпризов. И я иногда скучаю по временам, когда приходишь в театр и не знаешь, чего ожидать, какие будут декорации, костюмы... Но тайны больше нет, и это жаль. Впрочем, с "Приказом короля", мне кажется, нам удалось обмануть людей.

Да уж - там сюрпризы летят, как вихрь и сбивают с ног. Увлекательно и очень здорово. Кого из крупных фигур в балете вы собираетесь пригласить для новых постановок?

Слава Самодуров: Слушайте, в этом сезоне наша балетная труппа выдержала такой обстрел! Прошла премьера "Приказа короля". В начале марта Антон Пимонов выпустит свой балет "Новобрачные на Эйфелевой башне" - это будет часть вечера, в который войдет уже идущий балет "Наяда и рыбак" Юрия Бурлаки. Затем труппа будет впервые танцевать Баланчина -  "Вальпургиевую ночь", поставленную им для Парижской оперы; в России этот вариант не шел. И, наконец, премьера "Дон Кихота" в версии Юрия Бурлаки. А прошлый сезон мы завершили Fashion Gala: попросили екатеринбургских дизайнеров одеть наших артистов, и те танцевали, что хотели - полная свобода выбора. Меня удивило, что, несмотря на тяжелый сезон, когда все устали, число заявок зашкаливало. В какой-то мере это было заменой Данс-платформе, на которую у нас не хватило времени. Когда в труппе есть такой мощный креативный потенциал, я только снимаю шляпу: с такой труппой можно идти в разведку. Это подтвердил и сложный, стрессовый выпуск "Приказа короля", когда все делалось в последнюю минуту. Но у нас труппа бойцов, на них можно положиться, и я им верю.

Может, Данс-платформа вывела театр на новый креативный уровень и, исполнив свою роль, исчерпала себя?

Слава Самодуров: У нас появились новые хореографы. Один из первых ее участников - Игорь Булыцын. Мы ему дали поставить одноактный балет - он оказался не только талантливым танцовщиком, но и хореографом. Начали ставить и другие артисты труппы: Екатерина Кузнецова, Константин Хлебников… Люди хотят пробовать, и они всегда будут получать у нас приоритет. В театре уже много людей, способных ставить: есть худрук, есть его заместитель и есть молодые артисты-хореографы, которых мы не хотим потерять. Большая концентрация для одного театра!

Вас снова пригласили ставить в Большом. Вы могли бы рассказать, что это будет?

Слава Самодуров: К сожалению, не могу. Мы сейчас выплыли из одной премьеры и начинаем готовить следующую, еще более основательно, поэтому сказать пока просто нечего.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх