На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 027 подписчиков

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Максим Маркин
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

В Дании скончался легендарный музыкант Ким Ларсен

У себя на родине, в прохладной пастельно-неброской Дании, стране, где эмоции редко бьют через край, он был поистине уникальным явлением, получив статус национального достояния.

В наши дни довольно сложно найти какую-либо другую творческую личность, симпатии к которой объединяли бы разные поколения датчан - на его песнях растут дети, к нему, маститому представителю старой гвардии, с уважением относятся молодые, людей среднего возраста зачастую привлекает его "датскость" и аутентичность (что само по себе достаточно необычно, так как Ким Ларсен был одним из тех, кто стоял у истоков местного рок-движения), а ровесникам слышатся в его песнях мелодии собственной юности. И - да, он, пожалуй, один из тех немногих, кто, повзрослев, не превратился в карикатуру, а, несколько сменив амплуа, стал, по сути, единственным выразителем национального самосознания на современный лад.  

Но начиналось все совсем по-другому. В судьбоносном 1968-м году, кардинально изменившем жизнь молодых людей всей Западной Европы, он вступил на почетную серьезную стезю - выучившись на школьного учителя, он отправился сеять разумное и вечное среди детей. Однако уже в том же году серьезно занялся музыкой и переехал в район Кристиансхавн, приютивший на своих просторах движение хиппи и позволивший расцвести "свободному городу Кристиании", известному далеко за пределами Дании.

Вместе с Францем Бекерли, Вили Йонсоном и Бьерном Улебергом он создает рок-группу под названием Gasolin’, которая просуществует вплоть до 1978 года. Многие песни этого ансамбля широко известны в Скандинавии и поныне, но именно написанная на датском резкая романтическая композиция о "новой любви" Kvinde min завоевала миллионы сердец  датчан, шведов и норвежцев, превратившись в шлягер на все времена, презревший языковые различия.

Ближе к концу семидесятых у участников Gasolin’ начались разногласия, их не оставляло ощущение, что музыкальная группа достигла потолка на национальном уровне. Логичным шагом должна была стать попытка "завоевать Америку", но этого так и не случилось, и им не осталось ничего иного кроме как разойтись. Впоследствии Ким Ларсен не раз утверждал, что фиаско с американской затеей было одним из самых важных и нужных событий в его карьере. По иронии судьбы в 1977 году умер Джон Могенсен, легенда датской музыки, умудрившийся найти свою нишу и остаться интересным публике, не изменив своим корням и не влившись в ряды исполнителей, бездумно копировавших музыкальные явления англоязычного мира. И Ким Ларсен словно бы принял эстафету у признанного мэтра, решив служить тому же самому - продолжению и развитию датской песенной традиции.

Основания рассчитывать на успех у него были - еще в 1973 году с помощью своих коллег из Gasolin’ он подготовил и выпустил первый сольный альбом Værsgo, куда вошли композиции Joanna и Det er i dag et vejr, в 2005-м году вошедшие в Датский культурный канон.

И вот, после окончательной неудачи американской эпопеи в составе Kim Larsen & Jungle Dreams, выпустивших два альбома, он возвращается на родину. На свет появляется  альбом под названием 231045-0637. Эта последовательность цифр была выбрана отнюдь не случайно - она представляет собой индивидуальный номер, присвоенный ему недавно созданным общегосударственным реестром физических лиц. Альбом в целом и в особенности композиции Dagen fø", Blip-Båt, Ud i det blå и Køb bananer понравились слушателям. В ряде песен по-настоящему раскрывается нон-конформизм Ларсена, а он всегда достаточно скептически относился к попыткам по осуществлению контроля над жизнью простых людей, предпринимаемым государством и общественными институтами.

В 1984 году под руководством Эрика Баллинга совместно со своим приятелем Эриком Клаусеном он создает фильм "Посреди ночи" (Midt om natten) - о подъеме и крахе движения хиппи, о трагической несостоятельности благих устремлений, которыми руководствовались тысячи молодых людей, которые еще несколько лет назад были уверены в том, что смогут изменить мир. Картина "Посреди ночи" стала очень ярким памятником ушедшей эпохе и со временем вошла в золотой фонд датского кинематографа, не в последнюю очередь - благодаря актерской работе Кима Ларсена, одной из немногих за его жизнь.

С 1986 по 1992 год музыкант работал и писал песни в созданном им коллективе Kim Larsen & Bellami. Плодом совместного творчества стали альбомы Forklædt som voksen, Yummi yummi, Kielgasten  и Wisdom Is Sexy. Ким Ларсен не раз говорил о том, что хочет воплотить свою мечту - поехать в турне на цирковом автобусе - это и было осуществлено в 1985 году в рамках шоу Cirkus Himmelblå. Некоторые песни с альбома Forklædt som voksen специально написаны для своего рода циркового действа, композиции Jutlandia и Om lidt приобрели широкую известность. Меланхолично-трогательная Om lidt со временем приобрела особое значение - она стала часто исполняться на похоронах.

А в альбом Kielgasten вошла лирическая песня Den allersidste dans из комедийного фильма-мюзикла 1951 года Mød mig på Cassiopeia, завоевавшего популярность и за пределами Дании. Это продолжило традицию обработок Кимом Ларсеном хорошо известных и несколько забытых датских музыкальных произведений.

Между 1991 и 1994 годами группа существовала в формате коллектива Kim Larsen & Bell*Star, когда Ларсен ее покинул, на его место в качестве фронтмена пришел Бенню Хольст. В 1993 году он принял участие в написании музыки к фильму Эрика Клаусена "Вырвавшиеся на свободу" (De frigjorte).

А 1995 году оформился коллектив Kim Larsen & Kjukken в составе Ларсена, Карстена Скоугора, Йенса Лангхорна, Йёрна Йеппесена, Бо Грюхольта (которого спустя некоторое время заменил Йеспер Хаугор), а также присоединившегося позднее Йеспера Росенквиста. Этот ансамбль, позиционировавший себя как поп-рок-группа, стал воплощением творческих задумок Кима Ларсена за последние два десятка лет. За долгие годы существования, прервавшегося только сейчас, со смертью своего идейного вдохновителя, группа выпустила десять альбомов, восемь из которых продолжительное время находились на первом месте датских чартов. Помимо разнообразных оригинальных композиций, удивлявших своим разнообразием - а среди них были и непритязательные, но удивительно прилипчивые попсовые песенки, и ностальгические композиции, и баллады, и стилизованные под старину меланхолические размышления под музыку - Ким Ларсен серьезно занимался сохранением датского песенного наследия.

Неисправимый борец, никогда не отрицавший своих воззрений - в большой степени социалистических, человек, последовательно отстаивавший свое видение мира, вне зависимости от изменения идеологических веяний в обществе, он отличился участием в двух проектах как приглашенный исполнитель. В рамках одного из них он исполнил "Интернационал", а в рамках другого, направленного на защиту Кристиании (Bevar Christianiа), спел песню I og for sig.

Альбомы Sange fra glemmebogen, Glemmebogen - Jul & nytår и Glemmebogen for børn стерли пыль с замечательных произведений ушедших эпох. Некоторые из них давно приобрели в народном сознании почти фольклорный характер. Последний из упомянутых альбомом также подарил детям новую обработку старых потешек и колыбельных. Они по-новому зазвучали, вновь стали актуальными, позволили вспомнить датчанам о своей музыкальной истории, так безжалостно истребляющейся в настоящее время влияниями извне.

Как в тексте песни Abc-Visen, Ким Ларсен сумел осмысленно прожить и отразить в своем творчестве все - от подросткового протеста, до взгляда на жизнь умудренного жизнью пожилого человека, по-детски чисто воспринимающего что по-настоящему важное, мимо чего торопливый обыватель так часто пробегает. В его творчестве отразились настроения минувших пятидесяти лет, уникальный опыт жизни в каком-то другом мире, который стремительно сменяет изящное, но достаточно стерильное пространство современности.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх