На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Вернут ли наши фильмы любовь зрителей и былую славу

При этом растет интерес к сериалам: в этот сегмент перешли из кино такие мастера, как Борис Хлебников или Петр Буслов, их "Обычная женщина", "Шторм", "Домашний арест" стали заметными общественными явлениями. В кино же возникают отдельные удачи, но возрождение индустрии - надежного потока профессионально крепких, почитаемых зрителем картин - пока не брезжит. Качественного кино еще хватает на бесплатный онлайн-фестиваль "РГ" "Дубль дв@", но даже оно уже не может завлечь публику в кинотеатр.

Зина с третьего курса

Падение профессионального уровня кино зафиксировано всеми. Люди, способные снимать кино, у нас есть - профессионально выстроенной системы больше нет. На кинофабриках одна за другой исчезали профессии, без которых нет культуры кинопроизводства. Потом стали исчезать и кинофабрики, здания перестраивались в торговые центры. Гран-при фестиваля "Россия" только что взял фильм Алексея Федорченко "Кино эпохи перемен" - хроника разрушения Свердловской студии: криминальный передел собственности ее уничтожил. Неясна ситуация с "Ленфильмом": его марка пропала с экранов, новинок ждем годами. В павильонах "Мосфильма", где снимали Ромм, Тарковский, Рязанов, Данелия, снимаются рекламные клипы и телешоу. Говорят, большие студии свое отжили. Но лишиться налаженной структуры для России - как для Америки лишиться Голливуда.

В павильонах "Мосфильма", где снимали Ромм, Тарковский, Рязанов, Данелия, снимаются рекламные клипы и телешоу

Вопрос, ГДЕ делать кино, отступает перед вопросом, КОМУ его делать. В СССР киноинститутов было два: ВГИК и ЛГИТМиК - но была киноиндустрия, изумлявшая профессиональным уровнем. Сейчас киновузов не счесть - профессионалов все меньше. Особенно плохо с драматургами. Это отдельная профессия, в ней были свои классики: Габрилович, Гребнев, Храбровицкий, Шпаликов… Сейчас профессии нет - сценарии пишут режиссеры, говорят: у нас авторское кино. Благородное дело! Но если и в авторском кино хоть одно звено непрофессионально - выйдет любительский фильм. По художественному результату он будет мало отличаться от того, что сняла мобильником Зина с третьего курса мехмата. Кино разучилось рассказывать истории, способные захватить, создавать характеры, способные остаться с нами на годы, выстраивать драматургию так, чтобы у зрителя не было секунды перевести дух. Оно стало анемичным и вялым, действие в нем почти не движется, его шутки плоски, кругозор минимален, и в большинстве случаев оно немыслимо далеко от реального человека и его жизни. Роковую роль сыграло упразднение профессии редактора: сценарий идет в работу какой есть - сырой, нелогичный, не тронутый критическим взглядом. Ни одна серьезная киноиндустрия мира не работает без такого свежего взгляда, мы - работаем. И тогда роль редактора выпадает зрителю: он иронически подсчитывает ляпы нового фильма и клянется никогда не возвращаться к такому кино.

Это серьезный экзамен - наше время. Зрительской наивности давно нет: у каждого смартфон, каждый может снимать, в каждом бьется творческая мысль, каждый и режиссер, и критик. Этот экзамен не всегда выдерживает и Голливуд - наше кино его осиливает еще реже: на любом вираже заграница его легко обходит. Единственное, в чем мы равны, - операторское искусство: как было на завидной высоте, так и остается.

Смотриво для скептиков

Юность - главная, но скептичная публика. Из всего нашего кино признает считаные названия и считаных мастеров. Не терпит менторства, пафоса, лукавства. Живет в пять раз быстрее любого нашего фильма - у нее ритм другой. Но эту публику мы знаем мало. И только решим, что ей ничто не нужно, кроме стрелялок, как она приходит в восторг от ретро "Частного пионерского", на фестивале "Дубль дв@" трижды бравшего призы зрительских симпатий. Огромные резервы у кино народов России: фильм Александра Галибина "Сестренка" - военная драма на башкирском языке, развернувшаяся в тыловом селе, - был продлен в прокате, потому что от недели к неделе наращивал число зрителей. Годом раньше успешно прошли комедия Айнура Аскарова "Из Уфы с любовью", якутский детектив Костаса Марсана "Мой убийца". Но сборы даже успешных наших картин определяются десятками тысяч, а показатель интереса - это все-таки миллионы. Самый успешный детский фильм пока - "Последний богатырь" Дмитрия Дьяченко по русским сказкам, долго остававшийся среди лидеров проката. Но его сняли под эгидой опытного Диснея, еще раз доказав, что кино делают не таланты-одиночки, а профессионально выстроенная структура.

Поставленная теперь задача воссоздания студии детских и юношеских фильмов кажется утопичной. Но такая студия у нас была - Студия имени Горького, к тому же детские фильмы выпускали все кинофабрики. Сегодня из государственных студий на плаву только "Мосфильм" и "Союзмультфильм".

Попытки кинематографистов снимать детское и подростковое кино предпринимались все последние годы - вспомним ту же трилогию "Частное пионерское", которая снята без господдержки, вышла без рекламы и долго игнорировалась прокатом. О лукавстве проката напомнил в беседе с "РГ" экс-председатель Госкино Армен Медведев:

- Детским фильмам у нас всегда отводилось дневное время, когда дети в школе. Так что мало снимать кино - надо думать, как наладить прокат. Считается, что миллионные сборы - у фильмов, которые подростки смотрят по нескольку раз. Но вот вернем производство - и потоком пойдут "школьные фильмы", где ничего увлекательнее волейбольной площадки во дворе не будет. А нужны фильмы современные, надо знать, что дети читают: это уже не "Тимур и его команда", это совсем другая литература. Надо отбирать замыслы и в отборочные комиссии не допускать продюсеров - иначе получается: сегодня ты подыгрываешь мне, завтра я - тебе. И есть опасность, что поручение президента чиновники просто зажуют: появятся несколько названий для отчета, но никакого ренессанса не будет. Чтобы он был, нужно разработать грамотную и, я бы сказал, тонизирующую программу. Не обкладывать детское кино ватой преференций - оно вполне может собирать и зрителей, и деньги, если интересно и талантливо. Но надо создать условия - привлекательную атмосферу в индустрии детского кино, только тогда оно реально появится.

Вокруг кино

Хлестать наше кино стало модным делом: в соцсетях клянут его на чем свет стоит. При этом, как выясняется, его не видят: половины картин нет в афишах, названия не мелькают в прессе, они не на слуху. Так что нужна работа ВОКРУГ кино: киноклубы в институтах и школах, какой-то аналог былого Бюро кинопропаганды. Сетуют: развелось много фестивалей - а ведь это актуальная форма бытования кино, такой гигантский киноклуб. Опыт двух Уралкинофестов показал: все 20 фестивальных кинотеатров Екатеринбурга и области были полны, а ведь шли там только российские фильмы! Они словно вынырнули из пучин, стали видимы зрителям, и те изумились: как много, оказывается, у нас делают хороших картин! Но столь важному событию власти мегаполиса не придали значения: на третий год финансирование прекратилось, фестиваль взял паузу, и, похоже, надолго.

В "РГ" придумали первый в стране фестиваль онлайн, и, как признали его постоянные участники Александр Митта, Сергей Соловьев, Карен Шахназаров, будущее кинематографа - в интернете. Он становится киноклубом уже планетарных масштабов, в нем есть обратная связь со зрителями, идет голосование, разгораются дискуссии, авторы картин с интересом следят за обсуждением их творений, им это не просто полезно - необходимо: точнее понять уровень современной публики. Ее запросы разнообразнее, чем представлялось. На первом фестивале свой приз зрители присудили фильму… в стихах. Потом - детскому фильму. Потом - картинам по пьесам Островского. То есть в их фавориты выходили самые неожиданные фильмы и жанры, и здесь непаханое поле работы для социологов, для киноведов, для тех, кто разрабатывает теории и практики современного кинобизнеса.

Такой фестиваль становится трамплином для молодых: с подачи "Дубля дв@" началась карьера Оксаны Карас, в дальнейшем гран-призера "Кинотавра", только здесь можно было увидеть такие картины, как "Борис Годунов" Владимира Мирзоева или "Лес" Романа Жигалова. Фестивалю уже десять лет, у него сотни тысяч постоянных зрителей во всем мире, но он пока в одиночестве: в стране по-прежнему нет системы работы с российским кино, о нем почти не пишут, фильмы снимаются - и сразу проваливаются в дыру времени. То, что воспринималось как будоражащее душу, синхронно с нами живущее искусство, стало конвейером, уравненным со сферой обслуживания: сделайте нам красиво!

Не будем обольщаться: у нас пока нет нормально функционирующей киноиндустрии. Ее еще предстоит поднять из руин когда-то великого, признанного миром кинематографа. И запустить на новые, востребованные временем орбиты.

Мнения

Юлиана Слащева, гендиректор киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького:

- Необходимость создания такой студии давно назрела, в первую очередь в связи с плачевным состоянием государственной киностудии Горького на протяжении многих лет. Сейчас у нас большие планы по восстановлению студии и построению на ее базе фактически новой студии с сохранением традиций советской школы игрового кино для детей и молодежи.

Вера Оболонкина, главный редактор телеканала "Карусель":

- В России за последние десятилетия практически прекращено производство художественных фильмов и сериалов для детей и подростков. Мы будем очень рады появлению такого контента от российских производителей. Наш телеканал особенно заинтересован в семейных проектах, которые объединят детей и родителей у экрана.

Мэри Назари, генеральный директор кинокомпании "Пионер", специализирующейся на прокате кино для детей и подростков:

- Хороших фильмов для этой аудитории в России снимается очень мало. Но интерес к таким фильмам очень большой - достаточно посмотреть на оценки и рейтинги пользователей на любой онлайн-платформе. Детские, семейные фильмы, снятые в других странах, с интересным сюжетом, настоящими приключениями, пользуются огромным успехом.

Надеюсь, что мы сможем в скором времени увидеть такой продукт и на отечественном материале и с нашими актерами.

Если взяться за решение этого вопроса всерьез, то результат можно будет увидеть очень скоро. Но главное, это работа для самой интересной, благодарной аудитории, и это настоящая инвестиция в наше общее будущее.

Подготовила Сусанна Альперина

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх