На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Зачем Церковь празднует Зачатие пророка Иоанна Предтечи

В Церкви есть целых два праздника, посвященных событию зачатия: праздник Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы, то есть день зачатия Пресвятой Богородицы, - 22 декабря по новому стилю, и праздник Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, - таково полное название праздника, отмечаемого 6 октября. И этим, с одной стороны, подчеркивается значимость Божьей Матери и пророка Иоанна Предтечи в истории человечества, а с другой стороны, показывает всем нам, что акт зачатия новой жизнь - событие и таинственное, и отмеченной Божьим благословением.

Пророк Иоанн Претеча, икона с клеймами. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма.

Кстати наших предков слово "зачатие" в названиях праздников ничуть не смущало: в Москве оно сохранилось в названиях целых трех переулков, соседствующих со знаменитым монастырем: 1-й Зачатьевский, 2-й Зачатьевский и даже 3-й Зачатьевский переулки!

О сути праздника Зачатия Иоанна Предтечи чуть позже, сначала о том, как Церковь относится к такой животрепещущей теме как любовь? К любви не в абстрактном, небесном понимании, а во вполне земном, плотском? А к самому акту единения? К зачатию, в конце концов?

Церковь руководствуется убежденностью в том, что "зарождение человеческого существа является даром Божиим", - читаем мы в "Основах социальной концепции Русской православной церкви". "Основы социальной концепции РПЦ" - официальный документ, регламентирующий отношения Церкви и государства, Церкви и общества. И вот в нем среди строгих формулировок базовых положений учения Церкви мы видим - не удивляйтесь! - возможно, самые поэтичные строчки на свете!

Царь Давид, "псалмопевец, описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: "Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои" (Пс. 138, 13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева" (Иов. 10:8-12, 18). "Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" (Иер. 1, 5-6), - говорит Господь пророку Иеремии".

Русский религиозный философ, автор знаменитого труда "Святые отцы и учителя Церкви" Лев Карсавин писал о единении мужчины и женщины так: "По существу своему и в идеале половой акт - наиболее духовный из актов человека... Здесь человек наиболее причастен Божьему творческому акту, погружаясь в бездну небытия, из коей подъемлется новый человек: здесь возникает новое пространство и новое время рождающегося, преобразуя весь пространственно-временной мир; здесь даже животное приближается к духовности, становясь способным на любовь и жертву".

Можно было бы цитировать и дальше - библейскую "Песнь Песней" или же наших религиозных философов Бердяева, Соловьева, можно было бы рассуждать о природе эроса, но давайте оставим что-нибудь на потом. А пока замечу: отмечаемые Церковью праздники, посвященные зачатию, - праздник зачатия Пресвятой Богородицы во чреве Ее матери праведной Анны или праздник зачатия Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы, сигнализируют: зачатие - интимный, сокровенный момент, требующий благословения Божьего! Но это и торжественный момент! Человек еще не родился, но он уже есть, душа его уже живет! Кстати, существуют и иконы этих праздников, они поразительно целомудренны - таково отношение православия к этой величайшей тайне: любви двоих и зарождению жизни - с одной стороны, абсолютно земное, предельно конкретное, с другой - поэтическое, возвышенное.

"Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане, на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино..." - звучит в Великом каноне Андрея Критского, читаемого, заметьте, в первые дни Великого поста.

Православию свойственно возвышенное восприятие всего человека, в том числе его телесности. И предельно буквальное, едва ли не физиологическое и уж точно не ханжеское, обозначение естественных потребностей женщин и мужчин в православии удивительным образом сочетается с целомудрием. С пониманием невозможности вмешательства в интимный мир другого. Думаю, об этом стоит напоминать нам всем в эпоху стремительно стираемых границ между сокровенным, личным и безумно выставляемом на всеобщее обозрение.

Ну а теперь о сути праздника Зачатия пророка Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча - самый чтимый христианский святой после Богородицы. Родился Иоанн Креститель (другое имя пророка) за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Евангелие от Луки рассказывает, что во времена царя Ирода у священника Захарии и его жены Елисаветы, людей праведных, не было детей, хотя оба они были в летах преклонных. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел архангела, стоящего по правую сторону жертвенника. "Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их", - читаем у евангелиста Луки. Захария, смущенный происходящим, усомнился: "Я стар, и жена моя в годах преклонных", - оказывается, маловерие случалось и со святыми. Тогда ангел сказал Захарии в ответ: "Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время". Так и случилось: маловерие всегда имеет последствия. "После сих дней зачала Елисавета", - сообщает евангелист Лука, и это таинственное, освященное Божьей благодатью событие, мы и празднуем 6 октября. А вот День Рождества Иоанна Предтечи отмечается уже через девять месяцев - 7 июля.

Кстати, в рассказе евангелиста Луки о зачатии пророка Иоанна и его рождении есть такой важный для всех наших современников момент: когда Елисавета, жена праведного Захария, зачала ребенка, она "таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми". Тут нужно пояснить: бездетность в те времена считалась наказанием Божьим. "Снятие бесплодия" - явным знаком милости Божьей, избранничества, знаком того, что Господь "призрел на тебя", то есть обратил Свою Любовь на тебя. Но, обратим внимание, праведная Елисавета "таилась", молчала об этой милости Божьей, случившейся с ней. Зарождение жизни - тайна, требующая не только любви, но и защиты ее хрупкости, Чем не урок для наших безбашенных современниц, готовых выкладывать в соцсети даже то, что стоит от чужих и не всегда добрых глаз скрывать.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх