На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 022 подписчика

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Преподаватель Гузель Яхиной рассказала о подходе к обучению

Виктория Альбертовна, просто не могу сразу не спросить: Гузель была у вас любимой ученицей? Она всегда так тепло рассказывает о вас.

Виктория Куприянова: Физико-математический лицей N131, в котором я преподаю и который окончила Гузель, считается одним из лучших не только в Татарстане. Несколько последних лет он входит в топ-25 лучших школ России. Многие из наших учеников несомненно талантливы. Гузель всегда с удовольствием отвечала, писала большие сочинения. Тогда на уроках все кричали наперебой. Ребятам хотелось говорить, спорить. Моя задача была только направить дискуссию в нужное русло. Сейчас дети не так активны.

Сказывается влияние гаджетов?

Виктория Куприянова: Да, они отнимают очень много времени. Я считаю, что в школе у детей смартфонов не должно быть. Только обычный телефон, с которого можно позвонить маме и сказать: "Я жив-здоров". Раньше на переменах дети что-то обсуждали или читали то, что не успели дома. А теперь все сидят с телефонами и играют.

Понимаю, запрет - отживший способ воздействия. Но так или иначе нужно проблему решать. И здесь в первую очередь ответственность лежит на родителях. Почему-то только школа у нас отвечает за воспитание ребенка: "Его не увлекли на уроке". Ну что, сплясать, спеть? У китайцев есть мудрая поговорка: "Человека нельзя ничему научить, но человек может научиться". Если ребенок приходит в школу только для того, чтобы пообщаться с друзьями и поиграть с телефоном, его невозможно ничему научить.

Гузель рассказывала, что на уроках вы проводили литературные суды: где ученики обвиняли и защищали героев произведений. Сейчас они есть?

Виктория Куприянова: Нет. Вы хоть раз в руки брали программу, где 270 с лишним произведений с 5-го по 11-й класс? Если посчитать, это где-то 38 произведений в год. Теперь представьте себе 10-11-й класс: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Обломов", "Отцы и дети"... И произведения поменьше. На все - три часа в неделю. Как можно показать красоту слова при такой нагрузке?

Рады ли вы возвращению сочинений на выпускном экзамене?

Виктория Куприянова: С одной стороны, рада, а с другой, опечалена. Выросло целое поколение учителей, которые не писали сочинение как экзамен. С них этого не требовали. И теперь их нужно учить. А не каждый современный молодой педагог, согласится, чтобы его кто-то чему-то учил.

А вольные темы для сочинений предлагаете?

Виктория Куприянова: Это сейчас не так актуально. Гораздо важнее приспособиться писать на темы, связанные с экзаменом в 11-м классе. Когда мы доходим в 10-м классе до Достоевского и Толстого, я даю одну-две темы с формулировками, близкими к тем, что будут на ЕГЭ. Например, "Верность и измена" - у Толстого столько найти можно! Или "Цель и средства" - в "Преступлении и наказании" материала достаточно для любой формулировки этого направления тем.

С проблемой списывания сталкиваетесь?

Виктория Куприянова: Списывают сейчас больше, чем когда бы то ни было. Я об одном прошу: если не можете без списывания, шпаргалки делайте. Ребята удивляются: "Неужели разрешите?" Объясняю: "Да просто пока вы их пишите, хоть что-то поймете. И даже если у вас отнимут шпаргалку, вы что-нибудь да вспомните".

Но все же процесс образования должен быть консервативным, так же как и в медицине. Все новшества надо очень аккуратно внедрять. Как говорил Булгаков устами профессора Преображенского, надо "идти параллельно и ощупью с природой". А если мы будем форсировать процесс - "на, получай Шарикова и ешь его с кашей".

У вас свой педагогический подход?

Виктория Куприянова: Каждый учитель преподает по-своему. И самое главное, чтобы он не привил бы детям ненависти к предмету. Преподаватель должен быть человеком развитым, интересным и, наверное, одаренным. Все новаторство исключительно в личности учителя. А сейчас вместо того, чтобы расширять свой кругозор и заниматься самообразованием, мы вынуждены зубрить ФГОСовские формулировки, беспрерывно заполнять какие-то бумажки. Почему-то в своей рабочей программе мне надо постоянно писать, что дети должны изучать и к чему прийти. Это должно издаваться министерством, а учителями - использоваться. Должна быть свобода для творчества, а пока лишь жесткие рамки требований.

Какой, по вашему мнению, идеальный вариант взаимоотношений учитель-ученик?

Виктория Куприянова: Это возможность научить ребенка мыслить. Сейчас в учебниках огромное количество заданий по так называемому развитию речи и очень мало на отработку навыков орфографии и пунктуации. Посмотрели на картинку - описываем ее, прочитали текст - пересказываем. Но дети ведь при этом не задумываются над глубинным смыслом, потому что они не чувствуют слова.

Вот посмотрите, Гузель ощущает Слово. У нее слова, как бусинки, на ниточку нанизываются, и получается ожерелье, возникает образ. Метафоричность изумительная. Но для того, чтобы ребенок ощутил слово, он должен его, как минимум, видеть, слышать и уметь писать. Знаете, Лев Толстой, когда создавал школу в Ясной Поляне, говорил, что "если ребенок не понимает Гоголя, значит, Гоголь не нужен". А как можно патриотизм "привить" без знания родного языка? Нельзя обойтись без грамматики. И лексическое значение слова, так или иначе, приводит к расширению кругозора. Когда я рассказываю ребятам, что "обаяние" от слова "баять" - "говорить", "околдовать словами", тогда им все становится понятно. И уже со следующего диктанта они пишут это слово правильно. То есть никаких новаторских методов. Понять - отработать - выучить!

А у вас не возникало идеи использовать на уроках произведения Гузель Яхиной?

Виктория Куприянова: На уроках - нет. Индивидуально - да. Одна моя выпускница, теперь уже студентка медвуза, с большим удовольствием делала доклад по роману "Зулейха открывает глаза". На городской конференции заняла первое место. Она рассматривала, какие параллели возникают в книге с легендами.

Я рассказываю ребятам, что "обаяние" от "баять" - "говорить", "околдовать словами", и все становится понятно

Вы сами воспринимаете книги вашей ученицы как читатель или как учитель?

Виктория Куприянова: Как читатель. Но все равно любую книгу я читаю и как учитель.

А когда Гузель стала такой популярной, вы что ощутили?

Виктория Куприянова: Сначала какая-то оторопь была, а потом восхищение. Одно дело, когда незнакомый молодой человек становится известным, это нормально. А когда он прошел через твои руки!.. Я даже не могу передать, что испытала тогда. Сейчас могу сказать, что уважаю ее и горжусь ею!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх