На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Почему Омск недолго пробыл столицей Российской империи

Еще до приезда Колчака летом 1918 года противники большевиков искали себе временный плацдарм. Сибирь, где позиции красных были слабы, стала подходящей территорией для претворения этих планов.

Город чиновников

Почему выбор пал именно на Омск, который в ту пору в шутку называли городом Акакиев Акакиевичей?

- На то было много причин. Во-первых, город был центром степного генерал-губернаторства, Акмолинской области. Во-вторых, здесь располагались штабы Сибирского казачьего войска и военного округа, управление железной дороги, судебная палата и целый ряд других казенных учреждений, - пояснил главный архивист Исторического архива Омской области Максим Стельмак. - В качестве претендентов на временную столицу назывались и другие города Сибири. Но Иркутск был чересчур удален, а университетский Томск - не слишком благонадежен. В результате выбор пал на военно-бюрократический и консервативный Омск. Город чиновников для столицы диктатуры оказался самым подходящим.

Прибыв в Омск, Александр Колчак поначалу вел себя отстраненно. Был в курсе событий, против переворота не возражал, но стоял в стороне. Накануне назначенной даты отбыл на фронт, а вернулся, когда произошла смена власти.

Тем не менее присутствие в городе вице-адмирала и знаменитого полярного исследователя не могло остаться незамеченным. Фигура Колчака сразу стала объектом повышенного внимания. Сибирские газеты наперебой расписывали его биографию, следили за каждым шагом. Представляли человеком, который имеет демократическое прошлое. Цитировали союзных дипломатов, утверждавших, что Александр Колчак не является монархистом, что это честный солдат и чуть ли не демократ. Как будто готовили общество принять нового Верховного правителя.

- На самом деле претендент был далеко не так безупречен, - считает главный специалист Центра изучения истории Гражданской войны Дмитрий Петин. - Колчак, присягавший на верность царю, был неспособен в одночасье поменять убеждения. После революционных событий у него произошла смена политических ориентиров, но не взглядов. Он полагал, что панацеей от бед может стать военная диктатура и вовлечение армии в управление страной. Необходимые для развития государства законы он принимать не торопился, откладывая решения на потом, когда произойдет полная победа Белой армии. В том, что это произойдет, Верховный правитель был абсолютно уверен.

Колчака поддержали офицеры, казаки, кадетская партия. Иностранные дипломаты в Омске знали о перевороте, но решили не мешать и посмотреть, как будут развиваться события.

Не до романтики

По словам историков, вокруг личности Александра Колчака существуют десятки мифов, авторы книг и фильмов часто идеализировали "белое" движение и образы его лидеров.

- С точки зрения истории, персонаж, которого играет Хабенский, слабо напоминает настоящего Колчака, - отмечает Максим Стельмак. - Адмирал в его исполнении - это собирательный образ некоего идеального офицера. Но это художественный вымысел, далекий от исторической правды.

Так каким на самом деле был Александр Колчак? По воспоминаниям Анны Тимиревой, которая поехала за ним в Сибирь, ее избранник был душой компании. В доме отца Анны - директора московской консерватории Василия Сафонова - частыми гостями были Рахманинов, Шаляпин, Толстой, Чехов, Горький и другие знаменитости. Здесь постоянно звучала музыка, обсуждались вопросы литературы, искусства. И Колчак всегда находился в центре внимания.

"Он входил, - писала в мемуарах Анна, - и все кругом делалось, как праздник".

По словам современников, Колчак хорошо пел. Его любимым романсом был "Гори, гори, моя звезда...". Даже существует легенда, что слова этого произведения сочинил он сам. Впрочем, на самом деле автор стихов - студент Московского университета Василий Чуевский.

Соратники же совсем иначе рисуют характер адмирала. Его считали нервным и вспыльчивым. Офицеры, которые готовили переворот, знали, что Колчак - человек горячий, поэтому и попросили уехать из Омска на время, чтобы он не наломал дров.

Современники вспоминали, что сгоряча он мог швырнуть предмет в неугодного посетителя, сломать телефон, рубануть кортиком по обшивке кресла.

- Но когда это было необходимо, он умел скрывать свои чувства. Например, когда участвовал в перезахоронении лейтенанта Шмидта, хотя был противником демократии, - продолжает кандидат исторических наук Максим Стельмак. - Во имя политических интересов терпел дикие выходки атамана Семенова. Скрывал свои монархические принципы, обсуждая вопросы о помощи с дипломатами Англии, США, Франции. Вспоминая Колчака, соратники старались отзываться о нем хорошо, но все равно в письмах и дневниках разных людей проскальзывало одно и то же: адмирал не был опытным политиком, не понимал, как управлять страной.

С корабля - на сушу

Так, по словам историков, Колчак не проводил необходимых в то время реформ, например, земельную. Он не собирался возрождать учредительное собрание, которое в январе 1918 года разогнали большевики. Упрощенно смотрел на причины революции и гражданской войны, увлекался чтением протоколов сионских мудрецов, полагая, что неудачи "белых" происходят по вине масонов.

- Дело в том, что до революции офицерам флота считалось неприличным интересоваться политикой, - отмечает краевед Дмитрий Петин. - И эта отстраненность сыграла в судьбе адмирала роковую роль. Сойдя с корабля на берег, он оказался несилен в сухопутной войне, выбирал не самые лучшие стратегии. И терпел поражения.

Неудивительно, что популярность Верховного правителя начала быстро снижаться.

- Обстановка в городе, наводненном беженцами, солдатами, ранеными, военнопленными, была крайне сложной. За короткое время население Омска выросло вдвое. Жить людям было негде, многие голодали. Финансовое состояние города было катастрофическим, - описывает сложившуюся ситуацию омский историк Анатолий Штырбул. - Смена власти на радикальную еще более усложнила положение людей, а несвоевременно проведенная денежная реформа только подлила масла в огонь. Городская шпана распевала на улицах частушку: "Мундир английский, погон российский, табак японский, правитель омский". В обществе нарастало недовольство.

К тому же началась эпидемия тифа. По воспоминаниям очевидцев, в сутки умирало от ста человек. Трупы укладывали штабелями на пустыре напротив управления железной дороги. А в коридорах власти тем временем процветала коррупция.

- В мемуарах я нашел любопытную информацию, как английский дипломат привез в Омск шинели и сапоги для Белой армии. А перед отъездом решил прогуляться, зашел на рынок и к своему ужасу обнаружил, что новой формой вовсю торгуют местные спекулянты, - отмечает Максим Стельмак.

В декабре 1918-го года в Омске вспыхнуло восстание, которое жестоко подавили, погибли сотни людей. Известно, что Колчак приказа о массовых расстрелах не давал, однако и наказания зачинщиков кровавого террора тоже не последовало.

25 августа 1919 года в резиденции Верховного правителя раздался взрыв. В этот момент он должен был прибыть с фронта, но опоздал - задержался поезд. Историки до сих пор гадают, был ли это несчастный случай или теракт. Но авторитета этот случай адмиралу не добавил.

Меньшевики, эсеры и анархисты, поначалу лояльные к Александру Колчаку, объединились против белого движения. Союзники также охладели к адмиралу.

"Правительство потеряло связь с кооператорами, земствами и партийными организациями, отдав власть военным. В результате последовал крах", - сообщал в своей телеграмме посол Северо-Американских Соединенных Штатов в Японии Роланд Моррис.

В последней просьбе отказали

После разгрома белогвардейского движения Александр Колчак вместе с Анной Тимиревой отправляется в Иркутск. 27 декабря 1919 года штабной поезд и состав с золотым запасом прибывают на станцию Нижнеудинск. Здесь представители Антанты вынуждают адмирала подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать золотой эшелон под контроль Чехословацкого корпуса.

Вскоре Колчака передали в руки иркутских большевиков. Анна следует за ним. На допросах он никогда не называл ее женой, стараясь уберечь. После объявления приговора Колчак обращается с последней просьбой - повидаться с Тимиревой. Но ему не разрешают. 7 февраля 1920 года адмирала расстреляли. Тело бросили в Ангару.

Кстати

В 2007 году Омская прокуратура отказала в реабилитации Александра Колчака. Не нашлось на территории города и места для памятника Верховному правителю.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх