На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Илья Кабаков отметил 85-летие

Илья Кабаков предъявил иным галактикам пространство, существовавшее в "черной дыре" утопического мифа. Заслуга Кабакова и московских концептуалистов была, в частности, в том, что они первыми начали описывать эти невидимые конструкции. Сам художник позже так обрисует этот процесс: "Произошло "одно обстоятельство", что представлялось раньше невероятным. Оказалось возможным смотреть не туда, куда показывает указующий перст, а повернуть голову и посмотреть на сам этот перст, не идти под музыку, льющуюся из этого рупора, а смотреть и разглядывать сам этот рупор… Короче говоря, все эти грозные, не подлежащие разглядыванию предметы пропаганды, всегда сами неотрывно глядящие на всех, сами почему-то оказались предметами разглядывания".

В этом смысле наши концептуалисты были не демиургами, а прежде всего описателями и каталогизаторами идеологизированного пространства.

Но Кабаков оказался чуть ли не единственным из художников, кто эту задачу описания идеологизированной советской повседневности сохранил после "большого взрыва". Обломки цивилизации, уносимые ветром перемен, он бережно собирал и приспосабливал для реконструкции духа времени. В реконструкциях Кабакова эти руины получали смысл именно как носители идеологии.

Речь шла, конечно, прежде всего о художественном воссоздании коммунального пространства. Мира, где частная жизнь каждого была у всех, как на ладони. И, напротив, публичная жизнь норовила обернуться выяснением нюансов интимной жизни, словно в правильном семейном скандале. Но Илья и Эмилия Кабаковы не только показали этот мир - они предложили людям почувствовать его как телесный опыт в тотальных инсталляциях. Не зря об инсталляции "Красный вагон", впервые показанной в 1991 году на выставке в Дюссельдорфе, художник заметил: "Я экспортировал, в сущности, куб советского воздуха".

В отличие от многих других, Кабаков не стал рассматривать триумф и гибель утопии как специфику национального русского пути. Проективное мышление русского авангарда для него было последним циклопическим проектом рационального человека, рожденного эпохой Просвещения. Именно поэтому тотальные инсталляции Кабаковых, будь то "Дворец проектов", "Мост", тот же "Красный вагон" или "Жизнь мух", имели такой резонанс в Европе.

10 самых известных работ Ильи Кабакова:

1."Ответы экспериментальной группы" (1970-1971)

"Выдержанная в стилистике жэковских стендов, работа представляет собой смешение мнений и наблюдений шестнадцати персонажей. В этой произведение, как и в следующие за ним, Кабаков включил воображаемых зрителей".

Джулиеэт Бингэм. Предисловие. Каталог выставки Илья и Эмилия Кабаковы "В будущее возьмут не всех". 2018.

2. Альбомы "Десять персонажей" (1970-1974)

"Комментарий превращает формальное построение альбома в повесть об одиноком и скромном человеке. Во всех десяти персонажах м видим все тех же "бедных людей" и "меньших братьев" русской литературы с их беспомощным (до поры до времени) фанатизмом. Но комментарий вовсе не господствует над визуальным образом. Он оказывает захвачен его абсурдной логикой. Русская литература входит в работы Кабакова уже прошедшей опыт абсурдизма обэиутов и экспрессионизма первых лет революции. В совместном движении изображения и текста оказываются разрешимыми те проблемы, которые не по плечу им порознь".

Борис Гройс "Художник как рассказчик".

"Радикально меняя эстетическую динамику модернизма и постмодернизма путем активации повествования, Кабаковы вносят свой вклад в дело наряду с Филипом Гастоном, Майком Нельсоном, Синди Шерман и многими другими современниками или почти современниками, которые, работая в разных медиумах, вводят фигуру ненадежного нарратора, обладающего "языковым даром" в двусмысленном значении этого выражения".

Роберт Сторр "Прекрасное будущее пусто".

3. "Жук" (1982) Музей искусства авангарда, Москва

"Жук" в феврале 2008 года стал самой дорогой картиной живущего российского художника. Тогда на лондонском аукционе Phillips de Pury & Co за него отдали 2,93 миллиона британских фунтов (5, 84 млн. долларов). Эта картина своего квинтэссенция траектории движения Ильи Кабакова: от иллюстраций к детским книжкам, которыми он зарабатывал в 1960-е-1983 годах, к концептуальной картине. Страничка детской книжки, из тех, что редко переживали младенчество своих владельцев, превращается в драгоценное живописное полотно. Скромная иллюстрация для копеечной книжки и высокое искусство для вечности запросто уравниваются в правах.

4. "Человек, который никогда ничего не выбрасывал" (1988) Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло

"Все инсталляции Кабакова поднимают вопрос, к которому художник возвращается снова и снова с почти маниакальной настойчивостью: "Что остается?". Что остается после смерти человека, художника, той или иной цивилизации, например, советской? …
На вопрос "Что остается?" Кабаков дает вполне материалистический ответ: материальные следы и остатки человеческого существования. Это может быть собрание мусора ("Человек, который ничего не выбрасывал", 1988) или пустой холст и стул ("Человек, который улетел в картину", 1988). Во всех случаях статус этих материальных следов и остатков неясен: следует ли включить их в историю искусства или отбраковать как сугубо личный, культурно нерелевантный мусор? Это неопределенность господствует почти во всех инсталляциях Кабакова 1990-х годов".

Борис Гройс "Ре-Конструкция авторства".

5. "Туалет" (1992) , Документа IX, Кассель

"…В отличие от вагнеровских спектаклей, тотальные инсталляции Кабаковых не стремятся поразить публику. Скорее, их цель - возвысить заурядный сюжет, будь то безымянный вечный скиталец-эмигрант или общественный туалет.

В 1992 году Кабаковы получили приглашение принять участие в выставке Документа IX проходящей каждые пять лет в немецком Касселе…
Художники создали бетонное строение с двумя раздельными входами для мужчин и женщин, что сразу выдавало его предназначение общественной уборной. Но, войдя внутрь, публика испытывала шок, обнаруживая интерьер с домашней мебелью, личными вещами и сувенирами, - явное указание на то, что в этом "туалете" поселился неизвестный жилец. По некоторым деталям обстановки создавалось впечатление, что хозяин ненадолго вышел и скоро вернется.

Историк искусства и антрополог Светлана Бойм отметила в этой инсталляции характерную особенность искусства Кабаковых - создавать персонаже, которые способны жить в невыносимых условиях и при этом придавать им очень личный, шокирующе человеческий характер.

Аннотация к работе в каталоге выставки Илья и Эмилия Кабаковы "В будущее возьмут не всех" М., 2018.

6. "Жизнь мух" ( 1992). Кунстферайн, Кельн

"Муха - один из постояных символически мотивов в творчестве Ильи Кабакова. Вопиющая заурядность и пристрастие к мусору "нагружают" ее отрицательными коннотациями, но в то же время она воплощает чудо полета".
Аннотация к работе "Царица-муха" (1962). Каталог выставки. Ильи и Эмилии Кабаковы "В будущее возьмут не всех" М., 2018.

"Муха выступает здесь как метафора метафоры - как переносчик метафоры. …

Кабаков превращает слово "муха" в …слово-джокер, которое может быть применимо потенциально к чему угодно, - так же, как сама муха может сесть на что угодно.   … За словом "муха" нет, разумеется, такой высокой традиции, как за словами "бытие", "жизнь или "мысль". Между тем оно способно функционировать таким же образом. Эти два прочтения - обесценивающее и дающее ценность - равно предполагаются Кабаковым"

Борис Гройс "Будем как мухи".

7. "Человек, улетевший в космос из своей комнаты", 1985, Центр Жоржа Помпиду

"Заметим, однако, что жест Циолковского или Татлина воспроизводит не сам Кабаков, а лишь его персонаж. Кабаков не собирается становиться новым Татлиным - он только документирует попытку героя индивидуально реализовать мечту о полете. Вместо того, чтобы идентифицироваться с героем, художник, подобно детективу, изучает материальные следы его исчезновения, пытаясь установить его причины. Таким образом, отношение Кабакова к его герою в высшей степени амбивалентно. Оно разделяет утопию - и одновременно дистанцируется от нее".

Борис Гройс "Нелегитимный космонавт".

8. "Лабиринт. Альбом моей матери", 1990, Галерея Тейт

"В Самарканде я еще жил с мамой, а потом, когда Ленинградская академия вместе со своей школой эвакуировалась в Загорск, я уже стал жить в общежитии в Загорске. Потом перешел в Московскую художественную школу, а мама все время снимала "углы". Так что бездомность была двойной - она касалась не только меня, но и моей мамы: я знал, то мама вообще никогда ничего не имеет, что она страдает ради того, чтобы быть со мной, что у нее нет московской прописки и она живет на птичьих права, незаконно, ночует в пальто, чтобы, если милиция придет с проверкой, сослаться на то, что она просто пришла в гости. Это тяжелейшая история, описанная в "Альбоме моей матери".
 Илья Кабаков*

9. "В будущее возьмут не всех", 2001, Австрийский музей прикладного искусства (МАК)

"Не знаешь даже, что сказать о Малевиче. Великий художник. Вселяет ужас. Большой начальник.

У нас в школе был директор, очень строгий, свирепый - к весне, к концу года он сказал:

- В пионерский лагерь школы на все лето поедут только те, которые это заслужили. Остальные останутся здесь.

У меня все оборвалось внутри…

От начальника зависит все. Он может - я не могу. Он знает - я не знаю. Он умеет - я не умею.

Начальников в школе у нас было много: директор Карренберг, завуч Сукиасян, поэт Пушкин, военрук Петров, художники Репин и Суриков, композитор Бах, Моцарт, Чайковский… И если ты их не послушаешься, не сделаешь, как они говорят или рекомендуют - "останешься здесь".

Илья Кабаков*

10. "Красный вагон", 2008, Эрмитаж

"Авангард обслуживал начало построения утопии, а Кабаков разгребает ее руины В ключевой работе "Красный вагон" (1991) он показывает три периода развития советского проекта - футуристический прыжок, сталинскую стагнацию и хаотическую свалку.

Инсталляция имеет три части: деревянная лестница отсылает к конструктивизму 1920-х; вагон, покрашенный в темно-красный цвет, с живописью по бортам - к соцреализму; гора строительных материала как бы оставшихся от монтажа инсталляции, - к итоговому краху утопического проекта. В конце процесса утопической стройки есть возможность оглянуться и увидеть весь проект целиком. Эта способность к всеобъемлющему охвату мира и есть, кажется, основная цель его искусства".

Дмитрий Озерков "Илья Кабаков и русский авангард".

*Цитаты Ильи Кабакова взяты из каталога выставки - Илья и Эмилия Кабаковы "В будущее возьмут не всех" М., 2018.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх