На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 019 подписчиков

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Дополнительные испытания или ЕГЭ - что выбирают вузы

Сегодня уже никого не удивляет, что проходной балл в престижный вуз оказывается порой выше 300 - максимально возможной оценки по результатам трех ЕГЭ. Откуда берутся "экстра" баллы? Например, Школа перспективных исследований Тюменского госуниверситета учитывает индивидуальные достижения поступающих, МГУ и Высшая школа экономики сами проводят дополнительные испытания, а Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет "ЛЭТИ" обещает в будущем году и вовсе присуждать до 10 дополнительных баллов призерам и победителям чемпионатов "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" и "Профессионалы будущего (JuniorSkills)".

Ежегодно растет процент поступивших по результатам олимпиад. Так, в этом году только в Московском университете из шести с лишним тысяч бюджетных мест почти половина "ушла" победителям и призерам таких соревнований. Для талантливой молодежи одного ЕГЭ уже мало.

Что же делать? Нужны ли радикальные изменения системы оценки знаний абитуриентов?

- Наступил момент, когда одного ЕГЭ уже недостаточно, вузам требуются инструменты для более тонкого отбора студентов, - отметила в ходе дискуссии в Центре трансформации образования Московской школы управления "Сколково" директор Центра Ольга Назайкинская. - Десять лет назад введение единого госэкзамена было необходимо, чтобы устранить коррупцию и сделать прозрачной систему поступления в университеты. Однако сегодня эта задача "снята".

- Ориентируясь на результаты ЕГЭ, вузы конкурируют за талантливых и мотивированных студентов, - сказала проректор по учебной и воспитательной работе Дальневосточного федерального университета Анна Тышецкая. Единый госэкзамен, по ее словам, - прежде всего инструмент независимой и объективной оценки знаний. И кто бы что ни говорил, баллы, полученные на госэкзамене, напрямую зависят от умения человека учиться.

А вот сами студенты, похоже, смотрят на ЕГЭ иначе.

"У меня высокий балл, но я не считаю этот экзамен единственным объективным способом проверить знания, - заявила Лада Волохова, студентка Тюменского госуниверситета. В 2019 году Лада набрала 100 баллов по литературе. - Бывает так, что человек отлично учился 11 лет, но обстоятельства: волнение, недосып, проблемы в семье... и в итоге на ЕГЭ - провал. Апелляция, как правило, ничего в этом случае не дает. Увы".

Еще более радикально настроены работодатели. Ведь далеко не все вузы обеспечивают одинаково высокий уровень подготовки студентов.

- Было бы логично спросить: уровень высшего образования в России позволяет принимать абитуриентов с текущим уровнем подготовки после ЕГЭ? - задал вопрос предприниматель, блогер, основатель проекта популяризации истории HISTRUCTOR Илья Созонтов. - И дальше: достаточно ли подготовка к ЕГЭ связана с реальными требованиями рынка? Боюсь, тогда под вопрос придется ставить не Единый госэкзамен как инструмент, а саму систему образования с 1 класса по бакалавриат и магистратуру.

Однако у сегодняшних вузов России есть вполне оправданные претензии на глобальную конкурентоспособность - российские университеты регулярно входят в топы международных вузовских рейтингов. Кроме того, появляются новые нестандартные образовательные программы со своими требованиями к абитуриентам.

- Вузы, претендующие на глобальное лидерство, должны иметь право на самоопределение, в том числе в части отбора будущих студентов: Для кого-то только ЕГЭ будет приемлемым инструментом, а какие-то вузы должны иметь право на дополнительные испытания. Но это право нужно заслужить, - резюмировала Ольга Назайкинская.

В Центре трансформации образования назвали три критерия, которым должен соответствовать вуз, претендующий на право "своих" экзаменов. Во-первых, высокий минимальный проходной балл, который удерживается на протяжении нескольких лет. Во-вторых, большой конкурс даже при высоком проходном балле. И третий момент - отсев студентов с первого курса. А это еще почему? Оказывается, именно растущее число отчислений с начальных курсов - главный аргумент для введения собственных вступительных экзаменов в вузах. Много отчислений? Значит, не все, кто прошел по ЕГЭ, смогли справиться с вузовской программой.

По мнению экспертов, дополнительные испытания помогут вузам найти "тех самых" абитуриентов, мотивированных на учебу в конкретном вузе на конкретном факультете. ЕГЭ с этим справляется не всегда.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх