На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Малоизвестные пионерские ритуалы в период становления детской организации

Пионеры идут в рост

Иной была ситуация в первые годы пионерии. В 1920-е гг. "пионерские отряды организовывались не при школах, а при различных предприятиях", а в школе действовал лишь "форпост", объединявший "пионеров из полутора-двух десятков отрядов, а иногда и более"1. Если в 1960-1980-е гг. практически все дети 10-14-летнего возраста были пионерами, то в середине 1920-х гг. пионеры даже в городе составляли лишь пятнадцать процентов от детей пионерского возраста, а в деревне и вовсе три процента2.

С середины 1920-х гг. начался быстрый рост пионерской организации. Если к середине 1926 г. в ней насчитывалось около 2 миллионов пионеров3, то к 1931 г. уже более 4 миллионов4, а к середине 1930-х гг. она охватывала уже практически всех подростков5.

Вполне естественно, что в 1920-1940-е гг. в жизни пионеров бытовали такие атрибуты и такие модели поведения, с которыми пионеры 1960-1980-х гг. были незнакомы.

Н. Чернышев. Пионерки 20-х годов. 1928 г.

От красной косынки к треугольному галстуку

Пионерский галстук изначально представлял собой завязанную на шее сложенную по диагонали красную четырехугольную косынку и складывался пополам по диагонали. Лишь позднее его сделали "одинарным и треугольным по форме"6. "Красный галстук появился раньше, чем первые пионерские отряды. В 1919 году на первомайскую демонстрацию вместе со взрослыми вышли и ребята. В руках рабочих были красные флаги, а ребята повязали на грудь красные косынки, чтобы все видели: идут будущие строители нового мира!"7

В 1920-е гг. красная косынка "являлась символом пролетарской сознательности"8. Из рассказа 76-летнего директора музея из Краснодарского края Николая Новака о матери народной артистки СССР Нонны Мордюковой: "Ее мать Ирина была краснокосынщицей, она приехала сюда в 1924 году. В ту пору ей было 20 лет. Создавала здесь женсоветы"9. Пионерки, следуя примеру старших единомышленниц, тоже могли повязывать голову красными косынками. Например, такая героиня изображена на картине Николая Чернышева "Пионерки 20-х годов". На картине две девочки в красных галстуках. У одной на голове красная косынка - символ "борьбы и преемственности поколений", отличительный знак передовых, как тогда считалось, работниц10.

Пионеры 1920-х годов.

"Ответь за галстук!"

По-видимому, с первых лет существования пионерской организации появился полуофициальный обычай "ответа за галстук". Поначалу "галстучникам" приходилось непросто.

В повести "Мы были первыми", рассказывающей о времени начала 1920-х гг., текст "ответа" звучит без "вопроса", как реакция на прикосновение к галстуку: "Как еще встретят его дома с пионерским галстуком?...

Только отворил Колька калитку, а дядя Никита - вот он!

- Это что за тряпицу повесил? - спросил насмешливо.

Отец хотел дотронуться до галстука, - Колька неожиданно резко ударил его по руке и прямо-таки с визгом закричал:

- Не тронь рабоче-крестьянскую кровь!

Дядя Никита усмехнулся, двинул густыми бровями:

- Ежели рабоче-крестьянская, стало быть, моя кровь тоже там есть"11.

Писатель Николай Вознюк вспоминал о жизни в Хабаровском крае: "В 1929 году у нас создали пионерский отряд. Мы все дружно повязали красные галстуки и твердо знали, что если кто-то схватит за него и скажет: "Ответь за галстук!", нужно заявить: "Не трожь рабоче-крестьянскую кровь!""12

В рассказе писателя Валентина Тараса о пионерской жизни 1937-1940 гг. читаем:

" - Ответь за галстук!

- Не трожь рабоче-крестьянской крови, она и так пролита!

...Я знал этот пароль с первого класса! Ответь за галстук - за частицу пролетарского знамени, за красный цвет революции. И ты отвечаешь: "Не трожь рабоче-крестьянской крови, она и так пролита..."

- Что означает узел галстука?

- Союз рабочих и крестьян!"13

Судя по контексту, речь шла об официальной подготовке к вступлению в пионеры. Похожая ситуация описана и в других литературных произведениях, в которых рассказывалось о жизни пионеров в разных уголках страны14.

Был и несколько отличающийся вариант ответа. Краевед В.Н. Иовлева вспоминает Шадринск Курганской области в 1946-1948 гг.: "Откуда пошло, не знаю, но было принято, схватив любого пионера за галстук, сказать:

- Ответь за галстук!

И он должен сказать:

- Не тронь рабоче-крестьянскую кровь, она и так горяча: столько-то лет без Ильича!"15

Похожие воспоминания оставил и ленинградский школьник 1947-1948 гг. И. Архангельский: "В 3-м классе старшая пионервожатая объявила, что скоро нас будут принимать в пионерскую организацию... Началась подготовка к приему... Старшая пионервожатая пояснила, что красный цвет пионерского галстука символизирует кровь рабочих и крестьян, пролитую ими в борьбе за наше счастливое детство. Поэтому, говорила старшая пионервожатая, если кто-нибудь схватит галстук, который будет повязан на нашей груди, и потребует: "Ответь за галстук!", то надо твердо произнести: "Не тронь рабоче-крестьянскую кровь, она и так пролита!"16 Таким образом, формула ответа, хотя и с небольшими отличиями, просуществовала более четверти века.

Пионеры 1920-х годов.

Значок и зажим

До смерти В.И. Ленина пионерская организация именовалась "Юные пионеры имени Спартака"17. После того как 21 января 1924 г. решением Центрального комитета комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И. Ленина, в обиход был введен пионерский значок "с изображением красного знамени, мавзолея Ленина и салютующего пионера"18.

В 1930-е гг. значком пионеров стал знак-зажим на галстук19. Пионерский галстук "закреплялся специальным металлическим зажимом, на котором были изображены три символических языка пламени"20. В книге А. Соколовского о середине 1930-х гг. описывается пионер, на груди которого "сиял пионерский галстук, скрепленный серебристым значком с изображением трехъязычного костра"21.

Во время войны решено было "зажимы отменить, а галстук завязывать узлом"22, а после войны появился пионерский значок в виде красной звезды с тремя языками пламени и надписью "Всегда готов!"23 То есть восстановилась традиция 1920-х гг., когда галстук и значок носили по отдельности.

Краевед В.Н. Иовлева вспоминает, что в Шадринске Курганской области в 1946-1947 гг. можно было, "схватив любого пионера" за значок, потребовать:

- Ответь за значок!

И тот должен был ответить:

- Пять поленьев, три костра, серп и молот, и звезда!"24

Обложка книги В. Воробьева "Честное пионерское". 1955 г.

"Под салютом всех вождей!"

У пионеров существовал известный многим характерный жест - пионерский салют. Именно вскидывая руку в салюте, они на призыв "Будьте готовы!" отвечали: "Всегда готовы!". Краевед Таисия Такунцева вспоминает о начале 1930-х гг. в Шадринске (тогда еще Челябинской области): "Пионеры, встречаясь на улице с вожатым и друг с другом, всегда отдавали салют"25.

Когда пионер давал слово или подтверждал правдивость своих слов, он использовал выражение: "Честное пионерское!". Для усиления эффекта правдивости пионеры сопровождали обещание салютом. У писателя Владимира Фридкина читаем о Москве конца 1930-х гг.: "В школе... все мы были просто Вовы, Юры, Кирюши, носили красные галстуки и обещания давали "под салютом всех вождей"..."26

Пионерский отряд марширует под звуки горна. 1930-е гг.

Но салют мог усиливать достоверность сказанного лишь при непосредственном наличии у салютующего галстука. Вот пример из повести о конце 1940-х гг.:

"- Он сын начальника строительства? - удивился Витаха. - Ты серьезно?

- Честное пионерское, не вру! - Майка хотела дать это слово под салютом, но задержала руку: она была без галстука"27.

Бытовало убеждение, что сообщение ложной информации после произнесения фразы "честное пионерское" не является клятвопреступлением, если артикуляция "честного пионерского" не сопровождалась салютом. В повести литературоведа Владимира Лакшина о 1942-1944 гг. читаем: "- Ты честное пионерское продал, - сорвался неожиданно Ганшин.

- Я не продал. Я же сказал "честное пионерское", но не под салютом. А действует только под салютом. Ты что, не знаешь, маленький, что ли?"28.

По-видимому, известной заменой "честному пионерскому" было "честное ленинское" (вспомним, что пионерская организация носила имя Ленина). Видный большевик Е.М. Ярославский в 1929 г. писал: " Честное ленинское слово ... проникает через пионерский отряд в сознание маленьких октябрят, в сознание неорганизованных детей..."29

Будучи заменой "честному пионерскому", "честное ленинское" для усиления достоверности сообщаемого могло даваться под салютом. Вот разговор двух мальчиков в Ленинграде в 1942 г.: "- Не сердись, Андрейка, я не имел права рассказывать. Хочешь, честное ленинское под салютом дам, что Василий Спиридоныч запретил"30.

Распространяясь в детской среде, "честное ленинское" превращалось в "честное ленинское-сталинское", "честное ленинское всех вождей!"31 и даже "честное ленинское-сталинское, всех вождей".

Читаем воспоминания литературоведа и переводчика Юлианы Яхниной о Москве в 1933-1934 гг.: "А самой страшной клятвой у нас было честное ленинское всех вождей под салютом "32. В рассказе о Ленинграде 1935-1938 гг. встречаем: "Думаешь, вру? Вот честное слово... Вот не веришь? Честно-Ленинское-Сталинское-Всех-Вождевское!"33 И в автобиографической книге писательницы Галины Горбуновой, повествующей о периоде 1942-1944 гг., встречаем столь же причудливое и чуждое уху второй половины ХХ - начала XXI века: "Честное ленинское, честное сталинское, честное всех вождей, я не буду тебя дразнить!"34

Мы рассказали о некоторых ритуально-символических аспектах первых десятилетий советской пионерии. Рискнем предположить, что, хотя номинально и формально-юридически пионеры 1920-1940-х и пионеры 1960-1980-х гг. состояли в одной и той же организации, в символико-поведенческом плане их допустимо рассматривать как значительно различающиеся субкультуры.

В 1960-1970-х школьная форма включала пионерскую, а пионерский отряд совпадал по составу со школьным классом; вот почему понятия "пионер" и "школьник" (4-6-х классов) были практически синонимами. Фото: ТАСС

1. Балашов М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг. Становление "нового человека". СПб., 2003. С. 113.

2. Там же. С. 113.

3. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 3. С. 393.

4.Начальная школа. Настольная книга учителя. М., 1950. С. 221.

5. Федосюк Ю.А. Утро красит нежным светом...: Воспоминания о Москве 1920-1930-х годов. М., 2004. С. 112.

6. Блынская Т. О форме юного пионера // Юный художник. 1983. N 5. С. 28.

7. Зебзеева А. Азбука пионерской жизни. Октябренку, вступающему в пионеры. М., 1978. С. 21.

8. Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. СПб., 2006. С. 59.

9. Пустовойтов С. Кубань Мордюковой // Собеседник. 2012. N 6. С. 20.

10. Блынская Т. О форме юного пионера // Юный художник. 1983. N 5. С. 28.

11. Шилов А. Мы были первыми. Повесть. Челябинск, 1971. С. 90.

12. Вознюк Н. Звон бубенцов почтовой тройки на заре уходящего века соединял нанайские села // Словесница искусств. 1998. N 1.

13. Тарас В. Ответь за галстук! Рассказ // Для вас, ребята! Репертуарный сборник. М., 1971. С. 24.

14. Сиснев В. Мальчишка. Повесть. М., 1973. С. 66; Чудаков А.П. Ложится мгла на старые ступени. Роман-идиллия. Окончание. // Знамя. 2000, № 11.

15. Иовлева В.Н. Шадринск военной поры // Шадринск военной поры. Сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. Шадринск, 1995. Кн. 1. С. 33. В процессе подготовки статьи (28 февраля 2021 г.) эта информация была подтверждена А.У. Борисовой 1937 г.р., матерью автора статьи, бывшей пионеркой в Шадринске в послевоенные годы.

16. Архангельский И. Анненшуле. Сквозь три столетия. Школа на Кирочной: события, учителя, ученики. СПб, 2004.

17. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 3. С. 393.

18. Зебзеева А. Азбука. С. 41-42.

19. Там же.

20. Блынская Т. О форме юного пионера. С. 28.

21. Соколовский А. В Колобовском переулке. Рассказ о своем детстве. М., 1981. С. 23.

22. Лиханов А. Мужская школа. Роман. М., 1995. С. 9-10.

23. Зебзеева А. Азбука. С. 41-42.

24. Иовлева В.Н. Шадринск военной поры. С. 33

25. Такунцева Т.В. Работа пионерской и комсомольской организаций школы-девятилетки г. Шадринска в 1930-е годы // Шадринская старина. Краеведческий альманах (Шадринск). 2002. Вып. 9. Сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. С. 41.

26. Фридкин В. Улица длиною в жизнь // Знамя. 2004. N 10.

27. Дик И. Огненный ручей. Повесть. М.; Л., 1952. С. 77.

28. Лакшин В. Закон палаты. Повесть. // Дружба народов. 1986. N 2. С. 180.

29. Ярославский Е.М. Два мира // О пионерской организации. Сост. Н.И. Монахов. М., 1972. С. 80.

30. Бондаренко И. Володькино счастье. В осажденном городе. Повести. Л., 1959. С. 463.

31. Яковлев Е. Чурики сгорели. М., 1970. С. 60.

32. Сказать правду. Из воспоминаний Ю.Я. Яхниной // Семья и школа. 2004. N 8. С. 18.

33. Козырева М. Девочка перед дверью. Повести. Л., 1990. С. 44.

34. Горбунова Г.С. Окна в военное детство. Рассказы. Шадринск, 2003. Кн. 1. С. 19.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх