На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

16 994 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктория
    Молодец тогда Марк был. В итоге получил бронзу Командника.Марк Кондратюк ст...
  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...

Как в регионах относятся к возвращению на улицы ларьков и автолавок

Собкоры "РГ" выяснили, как к этой идее относятся в регионах.

Давно пора

Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:

- Развитие формата мобильной торговли очень важно для области. Это помогает развитию предпринимательства в сфере торговли, позволяет людям делать необходимые покупки в удобном месте. Особое значение для нас имеет развитие торговли в селах и деревнях.

Сегодня в регионе более двух тысяч малочисленных и удаленных населенных пунктов, в которых нет стационарной торговли.

Администрация города планирует организовать прием документов на размещение нестационарных торговых объектов через МФЦ, что поможет предпринимателям меньше времени тратить на административные процедуры.

Александр Родин, президент Ростовской областной АККОР:

- У нас аграрный регион. Возвращение ларьков и павильонов, в которых начнут торговать местной продукцией, будет для нас подспорьем. Давно пора было это сделать. Думаю, логично будет, если организацией таких павильонов займутся сельхозкооперативы.

Дмитрий Дегтярев, министр АПК и продовольствия Свердловской области:

- Налаженную реализацию сельскохозяйственной продукции в формате автолавок можно только приветствовать. Конечно, если она грамотно вписана в цивилизованный рынок. Плюсы нестационарной торговли - отсутствие многочисленных посредников, перекупщиков, что положительно сказывается на цене продуктов и укрепляет доверие покупателей.

Плюсы нестационарной торговли - отсутствие многочисленных посредников, что положительно сказывается на цене продуктов. Если, конечно, все по уму сделано

Лариса Колмыкова, начальник отдела по организации работы рынков и мелкой розницы, мэрия Хабаровска:

- На весну-лето прошлого года предпринимателям города было предложено 745 мест, где можно было установить лотки по продаже товаров. Поступило более полутора тысяч заявок, наибольший интерес вызвали места для торговли овощами и фруктами. Конкурс на одно место составил от 6 до 10 заявок.

Все не так просто

Римма Кончугова, менеджер, Омск:

- Раньше у нас такими ларьками были загромождены все остановки. В прошлом году городские власти начали наводить порядок, сносить незаконные павильоны. В мэрии утвердили единый архитектурный облик нестационарных объектов в городе. И это правильно. Палатки - пережиток прошлого.

Ирина Косинкова, глава управления торговли и бытового обслуживания населения, Краснодар:

- Вопрос на самом деле сложный и не совсем однозначный: половина населения выскажется за то, чтобы снести ларьки, а вторая - кто заинтересован в торговле - за то, чтобы их развивать. По поводу автоларьков тоже не все просто. Представьте, если коммерсанты потянутся в Краснодар с его дорожными пробками и будут становиться с продуктами, где им вздумается? Не каждый город для этого приспособлен.

Как сделать лучше

Юлия Ульянова, специалист администрации Владивостока:

- Да, последние годы Владивосток избавляется от незаконно установленных торговых павильонов. Но это не значит, что город против малоформатной торговли. У нас определено более 1100 объектов, где можно поставить киоск для торговли или общественного питания. Но для этого нужно победить в аукционе.

Ольга Устинова, уполномоченная по защите прав предпринимателей Волгоградской области:

- В январе в Общественной палате РФ мы обсуждали этот законопроект минпромторга. На 19 страницах подготовили замечания. Наше мнение: нужны изменения, чтобы исключить вольные трактовки со стороны органов власти.

Прежде всего нужно добиться закрепления права предпринимателей продлять размещение киоска неограниченное количество раз. Ведь бизнесмен уже нашел в конкретном месте своего покупателя. Если он выполняет все договорные обязательства, то зачем что-то менять? Лучшее в данном случае - враг хорошего.

Булат Абушаев, технолог общественного питания, Казань:

- Важно, чтобы для фермеров предоставили ярмарочные площадки с туалетами и прочей инфраструктурой. А если опять собираются хаотично строить ларьки, то это подорвет бизнес владельцев мелких магазинов.

Андрей Байдаков, графический дизайнер, Красноярск:

- Надо разобраться, что именно хотят вернуть. Если "ларьки" из 90-х с пивом и сигаретами, то они не нужны. А микроавтобусов, из которых в центре Красноярска кофе продают, пусть их будет больше. Да и "автолавки" с продукцией местных производителей - молочными или колбасными изделиями - очень иногда выручают. Там все свежее, по дороге домой можно купить и не тратить время в супермаркете.

Столица

Площадь-торговая

В столице речи о дефиците торговых площадей не идет. "97% москвичей покупают повседневные товары и получают ь большую часть услуг не более чем в 300 метрах от дома", - сообщил "РГ" руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. Тем не менее, многие нормы законопроекта минпромторга, в городе уже действуют.

"Этот документ разрабатывается четыре года. Как раз столько времени 9 тысяч объектов нестационарной торговли в Москве работают по новым правилам, которые сейчас предлагаются в законопроекте", - рассказал Алексей Немерюк. В 2015 году, когда у многих предпринимателей заканчивался срок действия договоров аренды на участки под киоски, городские власти изменили принцип предоставления торговых площадок. Это уже не просто земля под разномастные киоски. Теперь город сам заказывает павильоны и разыгрывает право торговли в них на аукционах. Победители получают фактически готовый бизнес - подключенный к коммуникациям киоск, куда завози товар и торгуй. Появилось и деление киосков строго по видам продукции. В конце января, к примеру, за право торговли в трех киосках с мороженым боролись 27 участников! Так средняя стоимость лота увеличилась в 3,4 раза, рассказали "РГ" в департаменте по конкурентной политике. Киосков с мороженым разыграли в прошлом году больше 100. Еще ушли с молотка 5 хлебных павильонов, 13 цветочных, 18 фруктово-овощных... Помимо ярмарок выходного дня, сейчас в городе открываются постоянно действующие мини-рынки. В прошлом году первый такой мини-рынок появился на Семеновской площади, а на прошлой неделе - в районе Кузьминки. Места в этих комфортных павильонах город предоставляет фермерам бесплатно. "Столичные предприниматели в ларьки образца 90-х годов уже сами не пойдут", - говорит Алексей Немерюк. И возвращаясь непосредственно к киоскам, подчеркивает: "Обязательно нужно учитывать специфику регионов. К примеру, создавая развитую сеть для торговли овощами, помнить, что на Ямале и в Краснодаре разные климатические условия".

Подготовили Александр Мелешенко, Любовь Проценко

Комментарий

Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей:

- Законопроект Минпромторга изначально разрабатывался с нашим участием, поскольку жалобы владельцев объектов НТО на произвол местных властей - одни из самых массовых в нашей практике. Удалось отстоять права более тысячи владельцев НТО, однако ситуация требует законодательного разрешения. Очень важно, что в законопроекте предусматривается заключение договоров аренды на срок не меньше 5-7 лет. Определяется процесс утверждения схемы размещения НТО, регламентируются содержание типового договора и процедура торгов. Регламентируются причины расторжения договоров, прописывается порядок предоставления компенсационного места (та самая предложенная нами формула "меняется место - сохраняется бизнес").

Но на уровне регионов к текущей версии законопроекта есть и вопросы. Например, в нем сейчас исключена возможность переуступки по договору о размещении НТО в пользу третьих лиц. Здесь нужно, конечно, обязательно найти баланс и избавиться от "вечных договоров", которые направлены исключительно на извлечение прибыли от перепродажи прав на размещение (а не саму торговлю). Такая ситуация сейчас характерна для многих городов, где пул мест размещения выкупается аффилированными с администрацией структурами. Однако стоило бы оговорить и условия, при которых владельцу НТО позволено переуступить права аренды (например, при объективной невозможности продолжать торговый бизнес).

Кроме того, в текущей версии у органов местного самоуправления сохраняется возможность приводить дополнительные, не определенные в законе основания для отказа включать НТО в схему размещения. Размер арендной платы, по замыслу, определяется исключительно на местах, без вышестоящей методики. Мы полагаем, что законопроект должен рассматриваться в первом чтении, однако ко второму отправим свои предложения по корректировке, с учетом опасений, высказанных в регионах.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх