На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

17 022 подписчика

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...
  • Maxim
    коррумпированных кубаноидов отправить на Чукотку в порядке ротации кадров ..Дефицита риса в Р...

Валерий Гергиев завершил Московский Пасхальный фестиваль

Валерий Гергиев совершил паломничество в родные места автора опер "Мертвые души" и "Левша". Он уже несколько лет обещал Родиону Щедрину побывать в Алексине, городочке на Оке, откуда корни рода Щедриных. Наконец, звезды сошлись, и пасхальный поезд прибыл на алексинский полустанок. Пока оркестранты пересаживались в автобусы, чтобы ехать на репетицию, Валерий Гергиев посетил Свято-Успенский храм. Тут служил Михаил Щедрин, дед будущего композитора, который ребенком здесь слушал церковные перезвоны и постигал духовные основы, которыми пропитана его музыка.

Нынешний настоятель иерей Геннадий Степанов провел небольшую экскурсию для Валерия Гергиева, рассказав интереснейшие вещи об истории храма и о родных Щедрина - о той роли, которую семья сыграла в становлении музыкальной культуры города. Так, отец, Константин Щедрин, стал основателем первой музыкальной школы, которая теперь носит его имя и где расположен уникальный музей этой династии. Сам Родион Щедрин в 1995 году написал сочинение для струнного оркестра "Российские фотографии", воспев в первой части "Старинный город Алексин". В 2019 и в 2021 годах он лично посещал школу, основанную его отцом, и подарил портрет Константина Щедрина из семейного архива. Поддержать этот важный очаг культуры обещала и Ольга Голодец, зампредседателя правления Сбербанка, и Александр Соловьев, ректор Академии хорового искусства - друзья композитора, также участвовавшие в этом "паломничестве".

Уникально умение Гергиева "раздвигать" рамки человеческого времени. Отправившись затем в Дом культуры имени А.П. Чехова, он успел порепетировать, на ходу скорректировав рассадку под местные возможности небольшой сцены. Слушатели, едва вместившиеся в зал на 347 мест, вставали после каждого произведения, выражая искренний восторг и благодарность. И было за что: Симфонический оркестр Мариинского театра играл с той же отдачей и качеством, как если бы это была столичная площадка.

Родион Щедрин зримо присутствовал во время этого путешествия, общаясь с маэстро по видеосвязи

Прозвучали Сюита из раннего балета "Конек-горбунок" Щедрина, вслед за ней - "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси. Такое сочетание, по мнению дирижера, показывает близость русской и французской школ, их связь через ощущение колорита и красочности оркестра. "Классическая симфония" Прокофьева позволила продемонстрировать музыкантам виртуозность и исключительную ансамблевую слаженность в крайних частях, обворожить лирикой в медленной части и юмором в Гавоте. Все это звучало с особенной свободой, так как маэстро дирижировал наизусть, проживая каждую ноту. Апофеозом программы стала музыка Петра Ильича Чайковского - фрагменты из балета "Щелкунчик". Увертюра, эпизод сражения, "Вальс снежных хлопьев" и, конечно же, столь любимый "Вальс цветов" перенесли всех присутствующих в сказку, в мир прекрасных грез, который не хотелось покидать.

В жестком графике Валерия Гергиева нашлись еще минуты, чтобы по пути в Тулу подъехать к дому N 46 по Радбужской улице, к родным пенатам Родиона Щедрина. Здание, по счастью, сохранилось, на нем теперь памятная доска, а если пройти по узенькой дорожке через садик, то за домом откроется великолепный вид на алексинские холмы, маковки храмов, вдохновлявшие и будившие воображение будущего композитора.

В наше технологичное время расстояние уже не является препятствием: Родион Щедрин зримо присутствовал во время этого путешествия, общаясь с маэстро и его спутниками по видеосвязи, передавая поклоны и горячие приветы родной земле.

Расставание с гостеприимной тульской землей ненадолго: уже в декабре, когда весь мир будет отмечать 90-летие Родиона Щедрина, Валерий Гергиев намерен вновь вернуться в Алексин и сыграть большой юбилейный концерт в его честь.

Прямая речь

Валерий Гергиев, дирижер, руководитель Мариинского театра, Московского Пасхального фестиваля:

- Родион Константинович Щедрин - огромный друг Мариинского театра, большой музыкант, величайший русский композитор, сделавший для обогащения своей родной, да и мировой культуры больше, чем все, кого я знаю среди ныне живущих авторов. Для нас огромная честь выступать на его родине. Мы с ним на связи каждый день, созваниваемся по нескольку раз и очень хотим вернуться к вам через несколько месяцев, чтобы отпраздновать вместе с вами его юбилей. Конечно, юбилейные торжества пройдут и в Москве, и в Петербурге, и в Туле, и в других городах, где Родион Константинович бывал за свою жизнь. Например, он провел около полутора лет во время Великой Отечественной войны в Самаре. И сейчас, приехав туда, говорили о том, как труднейшие годы нашей истории меняли судьбы людей. Многие деятели культуры оказались в эвакуации, но продолжали творить. Мариинский театр был во время войны в Перми, Ленинградская филармония - в Новосибирске. Сегодня в Мариинском театре идут многие произведения Родиона Щедрина: не побоюсь сказать, что Мариинский театр - это, конечно, театр Чайковского, Прокофьева, но и также театр Щедрина. Такое при жизни композитора бывает очень редко.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх