На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская газета

16 993 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктория
    Молодец тогда Марк был. В итоге получил бронзу Командника.Марк Кондратюк ст...
  • Tatyana Fedotova
    Похоже на то. Поэтому так и грустно.Эксперт: США дают...
  • Александр Каблучко
    А где его применять? Ездил я по тем местам, сплошная застройка. А эти ублюдки специально места под позиции полюднее в...Эксперт: США дают...

Премьера нового фильма Никиты Михалкова прошла в Сербии и в Крыму

На премьере картины "Солнечный удар" в Белграде зал на четыре тысячи человек был забит под завязку. Смотрели чуть не стоя. Встречали долгими и бурными рукоплесканиями. Фильм шел с субтитрами, но, кажется, русские и сербы и без них понимают друг друга. Так тепло и дружелюбно в Европе нас сегодня принимают не часто.

Уже после просмотра, когда на экране шли финальные титры, Никита Михалков вживую исполнил песню "Не для меня", после чего сказал: "Счастье не в том, как громко аплодируют, а в том, как тихо смотрят".

Смотрели очень тихо.

На премьеру из Москвы прилетели министр культуры Владимир Мединский, советник президента по культуре Владимир Толстой, глава Мосфильма Карен Шахназаров и другие именитые гости.

"Солнечный удар" снят по одноименному рассказу Ивана Бунина и "Окаянным дням", дневниковым записям, которые вел писатель с 1918-го по 1920 год в Москве и в Одессе, где пытался осмыслить революцию, творившуюся на его глазах. Впервые "Окаянные дни" увидели свет в Берлине, фрагменты ее выходили в парижской эмигрантской газете. В СССР книга не публиковалась вплоть до перестройки.

Над сценарием работали Владимир Моисеенко и Александр Адабашьян. И все же вопрос, понятно, ставится так: кого в картине больше - Бунина или Михалкова? История любви, приключившаяся в один знойный летний день между "незнакомкой" и поручиком, - это основа сюжета, легкость бытия. Но из этого счастливого прошлого зрителя постоянно выдергивают. И вот уже перед нами не просто поручик, а офицер белой гвардии, сдавшийся красноармейцам и ожидающий отправки домой. "Как все это случилось?" - только и вопрошает он. Михалков предлагает зрителям искать ответы на наболевший вопрос в прошлом.

Ничего не бывает просто так - ниоткуда. Причины складываются из абсолютных мелочей. В картине легкими штрихами-намеками все они прописаны. Зрителю остается только находить их... В том числе и в себе, ибо они не порождены властью или политическими режимом, а кроются в людях, в каждом из нас и закладываются с самого детства.

Бунинский рассказ "Солнечный удар" - это всего несколько страниц текста. Михалковский - это трехчасовая история. Которая, да, моментами может казаться кому-то затянутой, для кого-то скучной, а кому-то - поэтичной. При любом взгляде на фильм, он все равно смотрится на одном дыхании. "Незнакомка" здесь приобретает черты блоковской Прекрасной дамы, которая вечно ускользает: "И веют древними поверьями ее упругие шелка и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука". Встреча с ней никогда больше не случится. Мы не узнаем, как сложилась ее жизнь. А вот белогвардеец, пылкий и беспечный в юности, станет рассеянным и потерянным человеком, который мог любить, мог жить, а теперь только и твердит: "Как все это случилось?" Риторический вопрос - а и сегодня, много десятилетий спустя, как и сам сюжет, кажется вполне злободневным.

До показа Михалков назвал три причины, по которым премьера проходит именно в Белграде. Во-первых, потому что она посвящена всем русским, покинувшим родину в те годы, - как известно, многие эмигрировали именно в Сербию. Во-вторых, в картине принимали участие сербские актеры, над монтажом работал серб Светолик Зайч. Ну и в-третьих, есть еще эмоциональная причина - день рождения картины должен проходить в кругу друзей. "Поэтому, - сказал Никита Сергеевич, - мы сегодня в Белграде, а не в Брюсселе".

В Сербии Михалков с командой посетили могилу генерала Врангеля и отслужили там панихиду. Побывали на кладбище, где похоронены тысячи русских воинов.

По словам Никиты Михалкова, он не провидец и не снимал картину "под заказ", учитывая события, которые сейчас происходят на Украине, а шел к ней очень долго. На вопросы "Как это случилось?" или "Как это предотвратить уже в наши дни?" - сам режиссер отвечает:

- Еще два года назад мы снимали в чудной Одессе, а теперь там происходят эти страшные события. Нет единого ответа на вопрос, как предотвратить то, что произошло тогда или происходит сейчас. В нашей стране даже учебники по истории написаны по-разному, о чем тогда можно говорить? Мой отец как-то сказал мне: "Сегодня дети - завтра народ". А уже сейчас выросло поколение с абсолютно другим пониманием добра и зла. Ответ на вопрос нашего героя - "Как это случилось?" - разливается по всему фильму.

Главного героя - белогвардейца играет латышский артист Мартинс Калита, а "незнакомку" - Виктория Соловьева. "Я звал Мартинса поиграть в футбол, но он все время отказывался, потому что постоянно ел, ему нужно было набирать вес ко второй части картины", - рассказал Михалков.

Картина в прокате уже с 9 октября. Позже "Солнечный удар" выйдет и на телеэкраны в пяти сериях. По словам Михалкова, "Солнечный удар" в кино - это рассказ. А по телевидению - это повесть. Там более развернутое и логичное повествование".

Кстати

После Сербии Михалков с командой отправились в Крым. В Симферополе и Севастополе прошла российская премьера картины. "Почему Крым? - объяснил Михалков. - Последнее пристанище, последний берег, от которого уходили русские войска во главе с Врангелем, - это был Крым, Севастополь, Одесса. Мы хотели замкнуть этот круг, чтобы так и не возвратившиеся в Россию люди вернулись хотя бы виртуально, в виде фильма, его героев. Это справедливо. Не надо пытаться сделать из этого какую-то пиаровскую или политическую акцию. Это гуманный акт преклонения головы перед теми людьми, которые оказались жертвами страшной войны, в которой более восьми миллионов погибли и на Юге России, и в Крыму. Мы не пишем в титрах Одесса. Нам не хотелось бы, чтобы сейчас, после того, что произошло в Одессе, на людей, работавших с нами, обрушилась эта мерзость отвратительной ксенофобии и ненависти ко всему русскому и славянскому".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх